1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №134 (2076) за 16.06.2005

НА ОГОРОД И К ПРИЯТЕЛЯМ 82-ЛЕТНИЙ ЖИТОМИРЯНИН... ЛЕТАЕТ НА САМОЛЕТЕ

Житомирянина Якова Артемчука соседи называют не иначе, как дед-летчик. Свой первый самолет авиатор-любитель сконструировал еще в 1953 году и назвал АЯ-1. Позже у первенца появились братья — АЯ-2, АЯ-3. Сейчас 82-летний Яков Антонович садится за штурвал АЯ-7. Его сделал еще в 1985 году, но он и сейчас летает. Делал самолеты по собственным чертежам, используя различные детали, собранные на свалках металлолома.

НА ТРЕХКОЛЕСНОЙ "АМФИБИИ" ЕЗДИТ НА БАЗАР ЗА ПОКУПКАМИ

Яков Артемчук — заслуженный рационализатор Украины. Имея за плечами более 200 рационализаторских предложений, новатор и сейчас не испытывает недостатка в творческих замыслах...

В доме на окраине мы застали хозяина за работой. Яков Антонович как раз подтачивал по просьбе местного скульптора изношенную деталь термоотбойника для обработки гранита. За это изобретение в конце 60-х умелец стал лауреатом Государственной премии СССР. Не откладывая работу, мастер рассказывает о своих изобретениях. Перво-наперво, о трехколесной машине "Амфибия", предназначенной для передвижения как на суше, так и на воде.

— У меня никогда не было автомобиля, — говорит Яков Антонович. — Конечно, можно было встать на льготную очередь как фронтовик. Но не люблю ходить, просить. Вот и построил себе автомобиль на трех колесах. Двигатель подошел от мотороллера "Тула". От заднего ведущего колеса смастерил привод на два винта. Получилась двухместная машина. Мы с женой ездили на ней к морю отдыхать. По шоссе развивает скорость 80 километров в час и бензина кушает всего три с половиной литра на 100 километров. По воде может плавать. Весь пляж сбежался, увидев наш "луноход", рассекающий волны. Да вот незадача получилась. Для удобства я сделал дверцы. Машина перестала быть амфибией. Но мне с женой есть на чем на базар за покупками съездить. И самолет отбуксировать на площадку для взлета.

Именно "Амфибия" заняла третье место на выставке, приуроченной к 1500-летию Киева. Мотороллер с прицепом сделан, как объясняет умелец, назло работникам карьера, буквально за выходные. Оказывается, рабочие предприятия постоянно пользовались услугами слесаря, а когда тот обратился за помощью привезти топливо на зиму, то охотников не оказалось. Вот умелец и смастерил наспех, как позже выяснилось, незаменимый в хозяйстве транспорт. Еще у конструктора-любителя имеются трактор, мотоплуг, мельница, а также собственная электростанция. А в отдельном помещении "живут" главные изобретения – двуместный дельтаплан, вертолет и самолет АЯ-7. Якову Антоновичу даже выделили собственную летную полосу на местном аэродроме. Взлетная скорость самолета 45—50 км/ч., высота полета 3—4 км, хотя новатор предпочитает летать гораздо ниже — довольно ветрено вверху и холодно. Самолет изготовлен из листовой дюрали, металлических труб и… ситца, поверх окрашенного белой эмалью. Кстати, чтобы доставить самолет от дома к аэродрому, приходится разбирать его на части, а перед полетом — собирать.

КРЕЙСЕР СТАЛ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ

Карьеру рационализатора Яков Антонович начал с пяти лет, когда самостоятельно мастерил себе игрушки — ветряки, лошадки. Самое яркое впечатление детства — именно самолет. Яше было пять, когда над селом, пугая народ, протарахтели два "кукурузника". И непреодолимая страсть завладела им навсегда: летать! Потом, уже в школе, он увидел самолеты на газетной странице. В тот же вечер мальчишка смастерил 30- сантиметровую модель с пропеллером (правда, тогда мастер еще не знал этого названия), который привел в действие при помощи разрезанной на шнурок резиновой галоши.

После смерти отца многодетной семье пришлось трудно, и Якова определили в детдом в село Чубинское под Киевом. Там к огромной радости подростка было множество различных кружков. Яков записался сразу во все! Тут он впервые смастерил двухметровый планер, на котором изобретателю даже удалось полетать. Потом соорудил большую модель крейсера, но вскоре переделал на подводную лодку. Вместо палубы выстроил сиденье, по бокам приделал для устойчивости поплавки, рубку с люком, смастерил окна-иллюминаторы, педали с приводом на винт. Парню очень хотелось ознакомиться с подводным миром. Но, увы, вода в пруду оказалась мутной и, кроме ила, изобретатель ничего не увидел.

По окончании школы ему не удалось продолжить учебу дальше, но не огорчившись, он пошел работать на фабрику, где мастер сходу дал умельцу слесарский 5 разряд. Потом Яков Антонович перешел на работу в тракторную бригаду, которую с началом войны эвакуировали на восток. Настали трудные времена. Фашисты запрещали сельчанам молоть зерно, разрешали взять лишь по 150—200 граммов, да и то, чтобы смолоть горсть муки, нужно было идти за 8 километров на контролируемую полицаями мельницу. Нужда заставила Артемчука проявить свой талант, и он соорудил ручную мельницу. У семьи появилась возможность и смолоть муку, и испечь хлеб. А тут, как на грех, соседский мальчишка забежал в дом. Учуяв дурманящий запах, он взмолился признаться, откуда у соседей мука. Артемчуки открыли "страшную" тайну и предложили свою помощь в помоле, но с условием, что парень не выдаст их. Сосед не смог не признаться семье голодающего друга, где берет муку, а тот по секрету сообщил еще друзьям. Так об этом узнали несколько деревень. Люди день и ночь стояли в очереди — молотили зерно. При появлении в селе немцев мельница по частям расходилась по домам. К тому же, в усадьбе Артемчуков прятался раненый старший лейтенант советской армии Борис Таратута, который вскоре создал в окружных лесах партизанский отряд. В 1943 ушел на фронт и Яков. В Карпатах его контузило, а в Польше перенес тяжелое ранение...

ПРИХОДИЛОСЬ И ПАДАТЬ

Младший сын Василий унаследовал страсть отца к изобретательству. Правда, его хобби — вертолеты. Фотография Васи, летящего на собственном сверхлегком вертолете, была помещена на обложку журнала "Моделист-конструктор".

Каждой весной Артемчуки по традиции открывают летный сезон, который становится настоящим праздником для всего микрорайона. До поздней осени житомиряне, задрав головы, с завистью наблюдают, как поднимаются в небо самолет и вертолет одновременно — управляют ими отец и сын.

— Летаю, когда погода и не очень холодно, под Коростышев, встречаюсь с такими же, как и я, приятелями-самодельщиками, — говорит старший Артемчук. — На огород, пропалывать картошку, тоже иногда мотаемся на своем воздушном транспорте.

На вопрос, где же все-таки лучше, на земле или на небе, Яков Антонович отвечает:

— Если бы можно было парить бесконечно, быть свободным как птица! К сожалению, нет такого мотора, которому можно было бы доверять на все сто. Хотя и делаем все собственноручно, проверяем, но каждый раз опасаемся, а вдруг…

Яков Антонович признается, что падать ему уже приходилось. "Жена тащила меня домой на себе, всего разбитого, со сломанными ребрами, — улыбается он. — А уверенно летать я стал лишь на четвертом своем самолете, уже в 49 лет". 

Ныне заслуженный рационализатор, лауреат государственных премий в области науки и техники живет на обычную пенсию. Во время распада Союза персональные пенсии таким выдающимся личностям были отменены.