1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №136 (2078) за 18.06.2005

КАК ПРАВИЛЬНО ВСТРЕЧАТЬ ТРОИЦУ

НА КЛАДБИЩЕ И В ЦЕРКОВЬ

Благодаря Троице — одному из 12-ти главнейших христианских праздников — в Украину снова пришли "затяжные выходные", и в понедельник вместо того, чтобы идти на работу, можно расслабиться. Сегодня же — Троицкая родительская суббота, а это значит, что пора идти на кладбище проведать почивших близких. Ну а в субботу вечером все верующие отправятся в церковь, запасясь зелеными пучками свежих растений.

Наш догмат о Троице — триединство Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа — появился в IV веке на Втором Константинопольском соборе. Это праздник в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое обещал им Христос перед своим Вознесением. Сошествие Святого Духа описывается как пламя, сполохи которого окружили каждого из апостолов, после чего они обрели "дар языков" — стали говорить на разных, неизвестных им ранее языках, получив возможность проповедовать веру Христову по всему миру.

Возвращаясь из храма, многие приносят домой зелень, украшают ею иконы и святые уголки своих жилищ. Какие это будут веточки, по христианским канонам, значения не имеет. Например, в России принято "березу заламати", а у нас берут любысток, мяту, липу, камыш... Почему мы берем с собой зелень?

"Зелень — это символ жизни, символ возрождения, — пояснили "Сегодня" священнослужители. — Это образ животворящей силы, возрождения, вечности, а не чего-то высохшего и погибающего. Вид растения не играет роли. Важен символ. Например, израильтяне в Вербное воскресенье стелили перед Христом пальмовые ветви, а мы несем домой вербу — то, что в этот праздник возрождается в наших климатических условиях. Свежие ветви над иконами должны напоминать, что сейчас святая неделя".

НА ПОЛЕ И К КОСТРУ

Три дня перед Троицей и три дня после в народе называют Зелеными Святами, или русальной неделей. А само воскресение считалось Днем Рождения Земли. Предки верили, что в это время просыпаются мертвые, выходят из воды русалки. Девушки шли в поле и собирали душистые травы, из которых плели венки. Основной обрядовой пищей на русальную неделю были яичница, вареные яйца, молочная каша или кулеш. Таким образом яйцо, начиная с Пасхи, проходило через всю весеннюю обрядность. Оно появлялось как символ зарождения новой жизни, а когда весна кончалась, его поедали уже в виде яичницы.

Русалии отмечали на возвышенных местах: водили хороводы, ряженые ходили по деревне, распевая песни. Центром праздника был обряд похорон русалки. Его участники выбирали самую красивую девушку, украшали венками, иногда девушку заменяли сплетенной из трав куклой. Процессия проходила по деревне, потом участники выводили "русалку" за село. Исполняя особые песни, с русалки снимали венки и гирлянды, бросали их в воду или в костер. После завершения обряда все разбегались, а бывшая русалка стремилась их догнать. Если ловила кого-либо, это считалось дурным предзнаменованием, предвещая болезнь или смерть.

В воду в это время отваживались зайти только ведьмы: по преданиям, русалки только им прощали купание в русальную неделю.