1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №136 (2078) за 18.06.2005

СЛУЧАЙ НА ЕВРОПЕЙСКОЙ ПЛОЩАДИ "ПРИГОВОРИЛ" БЕРЛИОЗА К СМЕРТИ

"Не гадают циганочки кралям, не играют в Купеческом скрипки, на Крещатике лошади пали, пахнут смертью господские Липки..." Такой мы видим Европейскую площадь во времена гражданской войны в изложении поэта Осипа Мандельштама. Приехавший из Белокаменной Михаил Булгаков добавляет существенные детали: "В начале Крещатика вместо огромного семиэтажного дома стоит обугленный костяк..." ("Киев-город", 1923)

Речь идет об административном здании (N6), сооруженном в 1913 году в стиле рационального модерна фабрикантом Заксом по проекту архитекторов Зекцера и Торова. В 1919 году дом сгорел и был восстановлен лишь через восемь лет, но уже в ином декоративном оформлении: на аттике появился ряд барельефов на темы труда и промышленности, созвучных с работами выдающегося бельгийского скульптора Константина Менье. Помещения в здании предназначались для конторских служащих. Поэтому и дом назывался Домом трестов.

Одним из авторов "конторского" дома был архитектор Иосиф Зекцер. Мы уже упоминали эту фамилию в связи с гибелью зодчего под колесами трамвая. Скончался он на улице Рейтарской в начале 30-х годов, в больнице, построенной по его же проекту. А вот в доме напротив в 1913 году, как раз в самый разгар строительства больницы (станции скорой помощи) жил Михаил Булгаков. Мы позволили себе предположить, что при создании "Мастера и Маргариты" писатель ввел в канву романа этот трагический случай с трамваем, произошедший в Киеве (кстати, дядя Берлиоза тоже был киевлянином). Говоря об "обугленном костяке в начале Крещатика", Булгаков не упоминает имени архитектора. Но чувство тревоги все же присутствует.

В 1917 году впервые был опубликован рассказ Александра Куприна "Каждое желание". Литературоведы (в частности, Мирон Петровский) считают, что эта маленькая повесть послужила Михаилу Булгакову основой для построения сюжетных линий в его знаменитом философско-мистическом романе. Уж очень много параллелей: и в именах персонажей, и в художественном изложении, и в отдельных эпизодах. В обоих произведениях запечатлена и сцена гибели героя под колесами трамвая: в Москве — на Патриарших прудах, Киеве — районе Купеческого сада.

Куприн пишет: "По Александровской улице, сверху, бежал трамвай, выбрасывая из-под колес трескучие снопы фиолетовых и зеленых искр. Описав кривую, он уже приближался к углу Бульварной..." У Булгакова : "Тотчас подлетел трамвай, поворачивающий с Ермолаевского на Бронную... Он внезапно осветился изнутри электричеством... В лицо брызнул красный и белый цвет..." Как видите, кривая маршрута и световые эффекты повторяются. К тому же киевская Александровская — улица историческая, именно по ней в 1892 году прошел первый в России электрический трамвай.

Ходил он и в начале прошлого века, "описывая Кривую" в начале Крещатика. Почему в тексте — Бульварная? Просто авторская "уловка" (ведь в рассказе и город — N, хотя имеет Житний базар, Караваевы дачи и т.д.). Интересно, что главный герой рассказа наблюдает за трагедией, выйдя из ресторана гостиницы "Европейская". Нет сомнений, что действие купринского "Каждого желания" разворачивается в начале века на Царской ( ныне — Европейской) площади.

На четной стороне в начале Крещатика среди обычных 3-этажных домов -"лилипутов" резко выделялись своими размерами спаянные воедино дома — "гулливеры" (NN6, 8, 10). О первом мы уже подробно рассказывали. А вот два других представляли собой вместительные "закрома Меркурия". Бывший Петербургский банк (арх. Бенуа, 1913) размещался в здании N8, построенном в ренессансных формах со скульптурными изображениями над антаблементом (сейчас здесь находится банк "Крещатик"). Неоклассическая (арх. Андреев, 1913),??? расположенного в доме N10, привлекала к себе строгим сочетанием арок и пилястр коринфского ордера, а также большим треугольным фронтоном. На фасаде здания и сегодня мы можем обнаружить декоративные барельефы, символизирующие торговлю, промышленность и мореплавание.