1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №136 (2078) за 18.06.2005

В ОДИН ДЕНЬ В КРЫМ СЪЕХАЛИСЬ БЕДНЫЕ И БОГАТЫЕ ЕВРЕЙСКИЕ РОДСТВЕННИКИ

Практически все кадры нового фильма "Бедные родственники", который стал фаворитом на "Кинотавре", режиссер Павел Лунгин снял в Крыму за шесть недель. Ему удалось создать образ несуществующего южного провинциального городка. Именно там по сценарию разворачиваются события трагикомичной истории еврейских родственников, которые оказались в сетях молодого циничного и вместе с тем сентиментального афериста в исполнении Константина Хабенского. Премьерный показ картины состоялся под занавес "Кинотавра" в Сочи. "Родственникам" и режиссеру досталось от жюри 4 приза из 11, в том числе и самый Главный. Наш корреспондент побывал на съемках фильма.

После тщательного изучения проблем типичного олигарха 90-х гг прошлого столетия ("Олигарх" с Владимиром Машковым) Павел Лунгин вернулся к исследованию непостижимой провинциальной жизни нашего отечества. Для "лабораторной" работы режиссер выбрал Голотвин — лучший город на Земле, как сообщает всем транспарант на главной улице. Правда, на географических картах этого населенного пункта нет. Город существует только в сценарии Геннадия Островского, а на экранах у него вполне узнаваемые черты крымского юга: улочки, парки, старые дома Симеиза, Балаклавы и Ялты. Все это в горном обрамлении, но без морских пейзажей. "Живые" декорации погружены в атмосферу советской провинции.

— Когда я решил, что берусь за эту работу, — пояснил "Сегодня" свой выбор "площадки" Павел Семенович, — другого варианта, кроме Крыма не видел. Мне хотелось уйти от печальной, слякотной действительности, избежать картин тусклой, серой, унылой провинции и показать некий красивый, аполитичный город. Вот и собирали красоту со всего полуострова, снимали даже на Ай-Петри. Только вот моря у нас не будет. Это не курортный городок.

Тем не менее, предприимчивый парень Эдик Летов (Хабенский), человек в презентабельном бежевом плаще и штиблетах на босую ногу, этакий Остап Бендер, нашел, чем привлечь зарубежных туристов в родной Голотвин. Молодой аферист зарабатывает на "кровных" чувствах. Он небескорыстно помогает эмигрантам отыскать на покинутой родине свои корни — могилы предков и адреса еще живых родственников. Но если настоящие не находятся, "предприниматель" организует подмену — тут-то и начинаются трагикомичные коллизии. У всех ведь есть дальние и небедные родственники за границей, и они в один прекрасный день съезжаются.

— В "Бедных родственниках" мы с Сергеем Гармашем играем семейную еврейскую пару местных провинциалов, — рассказала нашей газете актриса Марина Голуб. — Я — Бэлла, а он мой ненаглядный муж Яша, как водится, сильно пьющий. В не совсем приличную историю с родственниками нас втянул этот Эдик. И поскольку моя героиня с удивительным чутьем наживы, она тоже решила что-нибудь поиметь с обманутых иностранцев.

Все основные события разворачиваются внутри и вокруг одного дома. В реальности это знаменитая вилла "Ксения". Ее построили еще в 1911 году под чутким руководством самого Николая Краснова — архитектора Большого Ливадийского дворца императора Николая II. Некогда шикарный особняк в готическом стиле сейчас в ужасном состоянии. Колоритный фасад уже несколько лет скрывает полную разруху. Кинематографистам пришлось за свой счет восстанавливать внутренние помещения. А когда с Ялтинской киностудии туда подвезли реквизит, расставили мебель, то заброшенные квартирки приобрели вполне жилой вид с намеком на уют — хоть курортникам сдавай под ключ.

Как-то майской ночью обитатели Симеиза были встревожены истошными криками женщины. Кричала Марина Голуб. Она выбежала из дверей "Ксении", а за ней с лопатой — Сергей Гармаш.

— Это была моя последняя съемка в картине. Ночью я носилась по Симеизу с растерзанной грудью, не прикрываясь, полуголая. До шести утра снимали эпизод, в котором Бэлла убегала от Яши с криками: "Ты не еврей, ты убийца". Он бы меня убил, но вовремя появился наряд милиции, и Яшу забрали в отделение. И люди посторонние, — откуда в такое время зеваки? — тоже как-то успокоились сразу. Все было очень правдоподобно, и народ разволновался.

Кстати, съемки проходили одновременно с акцией протеста крымских татар — они тоже вселились на дачу! Но, как выяснилось, на месте событий, одно другому не мешало. Над одним из шпилей развевался голубой флаг меджлисовцев, а под крышей "в кадре" работал Константин Хабенский — снимали эпизод на кухне.

— Твоего Марка невозможно прокормить! — жаловалась Эдику его сестра (актриса Евгения Дмитриева), — Он все ест и все ему мало: борщ, котлеты. Нашему Саше почти ничего не остается.

Марк — новоиспеченный родственник-подростку из Швейцарии. Марк и Саша ("брат" иностранца, которого играет 14-летний москвич Филипп Иванченко — Авт.) появляются на кухне, и предприимчивый Эдик обещает сводить их в ресторан:

— Вечером я отведу вас в страну жареных поросят! Хрю-хрю, поросята, — понимаешь Марк?

Хрюкал Костя Хабенский весело, с задором. Но каждый раз после удачной репетиции что-то не так получалось в кадре: то мальчики запаздывали с репликой, то режиссера осеняли идеи — если он не дремал (такое с ним случалось на съемочной площадке не раз!), то Костя предлагал новое решение. В общем, Хабенскому пришлось хрюкать на разные лады в шести дублях, не считая репетиций.

В сцене с "поросятами" Эдику подыгрывал 15-летний Грегуар Лепренс-Ренге — восходящая звезда французского кино. Он сыграл одну из главных ролей в фильме Андре Тешинэ "Затерявшиеся" и вместе с этим экстраординарным режиссером уже прошелся по лестнице Каннского фестиваля. От знакомства с нашими кинозвездами парень был в восторге.

— В общении, есть, конечно, языковой барьер. Но его компенсирует отличная атмосфера. Еще у меня великолепные партнеры. Хабенский — настоящий профессионал, очень много чего-то мне говорит на площадке, чего я не понимаю, но тем не менее мне это помогает — у него такая актерская фантазия, что это всех подталкивает на хорошие импровизации. Я уже многому научился у Кости. В том числе и водку пить. Я так понял, что это целое искусство в России. Тостов пока не выучил, но знаю, как правильно закусывать. Домой наверняка вернусь другим человеком.

За время съемок в Крыму юный Грегуар нашел для себя не только яркий пример для подражания, но и настоящих друзей. С Филиппом Иванченко они не расставались даже в свободное от работы время. Вместе исследовали ялтинские окрестности и испытывали аттракционы на городской набережной.

— Чем интересна для меня эта роль? — рассуждал в конце рабочего дня Хабенский. — Я еще не играл, не пробовал на ощупь таких людей, как мой Эдуард. Здесь есть простор для актерской фантазии. И режиссер ее допускает. Меня на съемочной площадке и за ее пределами все устраивает, не устраивает только то, что вечером у нас горячей и холодной воды иногда нет.

Павел Лунгин со своей интернациональной "семьей" во время съемок жили в ялтинском санатории КЧФ (Краснознаменного Черноморского флота) — в относительно скромной здравнице с 30-долларовыми номерами. Технический и административный персонал там базировался постоянно, а "звезды" появлялись по индивидуальному графику — прилетали или подъезжали к "своим" съемочным дням. Отдыхающие к своему удивлению несколько раз пересекались в столовой с майором Томиным. И ему чуть ли не на подносе приходилось раздавать автографы. По приглашению Лунгина Леонид Каневский сыграл в фильме роль заграничного еврея Самуила, которому таки удалось разоблачить афериста. Яркий эпизод и у Даниила Спиваковского, который хлебнул актерской славы после фильма "Мой сводный брат Франкенштейн". Режиссер Лунгин отвел ему роль работника еврейского кладбища — нелепого и близорукого Гриши Цаусаки. И тут не обошлось без увечий: если в истории с "франкенштейном" его лишили глаза, то в случае с "родственниками" ему отрывают ухо!

В крымской экспедиции участвовали также играли австрийские и французские актеры. И самой примечательной из них была исполнительница роли древней старушки — Эстер Гуэтен. Актрисе без малого 100 лет!

— Французы наши, — говорит Лунгин, — все люди веселые, творческие. "Невзгоды" этого путешествия переносят безропотно. Я подбирал актеров близких по духу к российским. Все постоянно галдят, разговаривают на двух языках и делают вид, что друг друга понимают. Думаю, после этой картины у меня появиться шанс снять кино во Франции. Снимать там, по-моему, я уже не боюсь. А эта история меня заинтересовала тем, что она небанальная, история родственников — фальшивых, реальных, обретенных. Она позитивная, несмотря на то, что местами бывает очень даже печальная. Меня всегда тянуло в комедию, я всегда снимал по жанру что-то близкое к комедии. И чем больше я становлюсь печальнее по жизни, тем больше мне хочется снимать о смешном.