1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №137 (2079) за 21.06.2005

"В ЛЕДЯНОЙ ГРЯЗИ СРЕДИ РЫЧАГОВ ПЛАВАЛО МЕРТВОЕ ТЕЛО ТАНКИСТА..."

"Не зная броду, не лезь воду" — народная мудрость гласит это неспроста. По собственной оплошности, по роковой случайности люди тонут не только в море или в глубоководной реке, но даже в луже. Однако, чтобы вместе с танком и только потому, что рядом с тобой оказался дурак?! Такого в мирное время, наверное, еще не было. Эту трагическую историю рассказал для "Сегодня" военный прокурор Житомирского гарнизона Сергей Коцюба. И приключилась она не в ходе каких-то широкомасштабных учений, где, как ни прискорбно, потери прогнозируемы, а при обычной армейской рутине из-за ротозейства "отца-командира". Водитель-механик погиб за пару месяцев до демобилизации.

А МОГ БЫ В АРМИЮ И ВОВСЕ НЕ ХОДИТЬ

Алексей Гордеев мог в армию не ходить, по крайней мере, попытаться от нее отвертеться. Веские основания на отсрочку от службы у него были — отец-инвалид, больная мать, младшая сестренка. Фактически он — единственный кормилец в семье. Но если другие юнцы готовы на все, лишь бы избежать солдатских сапог, то Алеша их надевать не боялся. Считал, что армия его закалит, поможет возмужать и получить профессию. Уж чего-чего, а работы парень не гнушался и со школьной скамьи был на "ты" с техникой. Если соседям требовалось что-то починить, бежали не к старым мастерам, у которых руки начинали трястись от хронических "магарычей", а к молодому, но старательному Алексею.

В юности парень легко освоил автомобиль, трактор и мечтал поступить в автодорожный институт. Поэтому, когда пришел на призывной пункт, сразу попросился в танкисты. Добровольцу в военкомате палки в колеса не ставили, с осенним пополнением 2002 года направили в Житомир. Хоть и многое Алешка уже умел, а поначалу бронемашина с сильным движком и всякими хитрыми трансмиссионными наворотами показалась ему недоступной. Однако же не привык наш солдат отступать: выучил многотопливный двигатель, быстро освоил вождение. Сдав экзамен на "отлично", Гордеев получил документ механика-водителя на управление Т-64. А далее без проблем "укротил" и новый с компьютером танк уже третьего послевоенного поколения — Т-84.

Армейские будни со стрельбами и караулами, которые для многих новобранцев представляются адом, Гордеев воспринимал спокойно. Живя по уставу, рядовой все больше шлифовал навыки в управлении бронемашиной и получалось это у него так лихо, что вскоре экипаж танка с механиком-водителем Гордеевым стал в полку одним из лучших. Но Лешка головы не задирал, тренировался.

Неудивительно, что пустяшную, обыденную, но все-таки с "изюминкой" поставленную командованием задачу — "эвакуация БМП из назначенного района с помощью танка", поручили именно его экипажу. Без наводчика (он по условиям "вводной" не требовался), во главе с командиром танка — старшим лейтенантом Орловым Алеша стал готовиться к работе. Маленькая заминка произошла при выборе "тягача". Вначале для этого планировалось использовать Т-84, однако потом остановились на Т-64.

До нормированного графика рабочего времени в армии, введенного не так давно новым министром обороны Украины Анатолием Гриценко, еще было далеко, потому суббота 14 февраля 2004 в войсках считалась обычным рабочим днем. А он выдался морозным и снежным — не то что прежние, когда были сплошные оттепели.

ПОЕХАЛ ВБРОД, НЕ ВРУБИВ "БРОД"

Неполный экипаж Т-64 в указанный район прибыл в срок. Получив последние наставления, армейцы заняли свои места, Орлов скомандовал: "Вперед!" Проехав несколько сотен метров по бездорожью, машина оказалась на берегу реки Гнилопать. БМП стояла на другом берегу. Добраться до нее дело пустяшное — рядом понтонная переправа! Но командир почему-то решил речку форсировать, дескать, ерунда.

О том, что Гнилопать, напоминающая летом пересыхающее болотце, в пик разлива бывает шириною не более 40 метров, а в глубину — максимум по шею человеку, лихой командир знал. Не раз до этого на полигоне бывал. Покрытая льдом, она, видать, и вовсе казалась ему ручейком. Иначе чем объяснить такое решение?

Впрочем, во время следствия Орлов пытался искать и другие объяснения. Дескать, понтоны были неисправны, хотя проведенная после экспертиза его предположение полностью опровергла. К тому же командир не располагал документом, который позволял ему форсировать водное пространство. Для этого необходим специально разработанный маршрут с обязательным участием военных инженеров, техники, составления карт-схем и так далее.

Более того, старлей Орлов, остановившись на своем решении, проигнорировал даже включение обязательной при таком порядке движения системы "Брод" (комплекс герметичного закупоривания люков, других агрегатов, механизмов и систем танка при преодолении естественных и искусственных водных преград). Хотя процесс это совершенно не трудоемкий, система защиты запускается автоматически. Офицеру требовалось всего лишь на пульте управления надавить соответствующую кнопку. Но он этого не сделал.

БОГ С НИМ, С ЧЕЛОВЕКОМ!

...Мощный двигатель заревел. Стальная громадина медленно скатилась с берега на толстый лед и принялась крушить его, словно хрупкое стекло. Корма бронемашины стала медленно, но уверенно зарываться в ил, все больше присаживаясь "на пузо". Незащищенный от воды двигатель принялся "кашлять". (Два мощных насоса системы "Брод", способные за одну секунду откачать по 200 литров воды, понятное дело, не работали). В нижний отсек к водителю через незакупоренные люки стала интенсивно поступать ледяная вода.

В самый раз бы командиру вспомнить о подчиненном и о том, что молодой парень, находящийся под его началом, не был обеспечен ни системой АТ-1 (автономного жизнеобеспечения), ни даже изолирующим противогазом. Однако не вспомнил. Зато Орлов заботился о технике, приказывая Гордееву еще и еще раз заводить танк. Алеша с привычным для него послушанием делал все возможное, но залитый окончательно движок не слушался, а только с каждой новой попыткой выпускал на поверхность воды огромные воздушные пузыри. Потом и вовсе затих.

— Когда пропала связь, водитель, барахтаясь воде, наверняка пытался добраться до люка и выбраться наружу, — говорит прокурор-криминалист Житомирской военной прокуратуры Владимир Клепиковский, — но это ему не удавалось: крышка была заблокирована льдом. Наверняка парень звал, просил о помощи, но из-под брони командир вряд ли мог услышать эти крики. О Гордееве он вспомнил только тогда, когда наконец-то пришел к выводу, что без посторонней помощи забуксовавший танк из реки не вытащить.

Орлов бросился вниз к люку. Но даже снаружи открыть его оказалось делом непростым: жижа и осколки льда чуть ли не намертво "зацементировали" железо. Пришлось повозиться не одну минуту, пока люк наконец-то поддался. Картина, представшая очам Орлова, была не для слабонервных: отсек был полностью залит грязью, в которой среди рычагов плавало мертвое тело Алексея.

"ВИНОВАТЫ ВСЕ, НО НЕ Я!"

В это время к месту ЧП стало уже подтягиваться начальство. Застывшего механика пытались спасти, делали ему искусственное дыхание, отвезли в больницу, но все тщетно.

— Самое удивительное, — говорит Владимир Клепиковский, — что река действительно неглубокая. Мы провели экспертизу: в месте, где танк пытался пробраться вброд, всего 1 метр и 70 сантиметров, а где машина забуксовала, и того меньше — нет даже метра. Страшно подумать, что молодой парень погиб из-за элементарного командирского разгильдяйства! Ладно, проигнорировал офицер возможность воспользоваться понтонами, но почему не включил систему "Брод"? Почему, когда пытался спасти технику, забыл о человеке, буквально оказавшемся в капкане?

На допросах "по горячему" офицер признавал грубое нарушение служебных инструкций, искренне раскаивался, жалел о погибшем Алеше. Однако еще в ходе досудебного следствия, когда подал рапорт об увольнении из армии, стал резко менять показания, вскоре и вовсе начал нести околесицу: то про нерабочую переправу, то вовсе об ее отсутствии, то о том, что включал систему "Брод", а она не включалось, да и люки герметичность потеряли. Одним словом, хотел свалить вину на начальство, всю армию, где такой беспорядок, но только не брать ее на себя. То же самое он говорил и во время судебного следствия.

Но отвертеться не получилось. Все показания обвиняемого следственным путем тщательно перепроверялись. Назначались все новые и новые экспертизы. Как мы уже говорили, и понтоны, и система "Брод" работали исправно, да и танк находился в нормальном рабочем состоянии.

Орлова признали виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 415 УК Украины — "Нарушение правил вождения и эксплуатации машин", и приговорили к 3 годам лишения свободы. Ему придется возместить причиненный государству материальный ущерб в размере 17 тысяч гривен.

ПОСТСКРИПТУМ

Вы спросите: а как же семья Алеши, потерявшая сына, на которого возлагала столько надежд и который наверняка бы их оправдал? А никак — горюют. С армией не судятся — сил на то нет. Отец, который и раньше едва передвигал ногами, после гибели сына вовсе слег. Больная мать и сестренка танкиста носят на его могилку цветы и, как могут, управляются по хозяйству.

Подтопленный Т-64 отправлен в ремонт. И хоть поломка несущественная (двигатель при форсировании реки работал на малых оборотах), машину, в которой погиб солдат, не торопятся возвращать в строй. Говорят, примета дурная. А вдруг сработает закон "парности случая"?