1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №143 (2085) за 30.06.2005

ОПЕЛЬЯНЦ: ЕСЛИ ЧТО-НИБУДЬ СЛУЧИТСЯ С КАМЕРОЙ, НЕ СМОГУ ДАЖЕ КАССЕТУ ЗАРЯДИТЬ

Модный российский оператор Владислав Опельянц снимал фильмы Ренаты Литвиновой "Богиня", Филиппа Янковского "Статский советник", более сотни видеоклипов, в том числе и для "Депеш Мод". Сейчас 37-летний оператор в Киеве, где снимает клип для украинской группы "Ремонт Воды". На съемочной площадке трудноуловим. Отвечая на журналистские вопросы, ерничает, то и дело норовит сбежать.

— Ты знаком с западной операторской школой — чем она отличается от российской?

— Там конкретно говорят, что и как нужно снимать. У нас обычно речь идет об общих чертах, и никто тебе не скажет, что делать конкретно. В Голливуде классное ремесло, а в России ремесла нет — есть искусство. У нас к ремеслу люди приходят через собственный опыт и шишки. В Голливуде и бесталанный человек может стать профессиональным ремесленником и снимать хорошие фильмы.

— А ты — ремесленник?

— Конечно – ремесленник, у которого лучшая команда, классный свет.

— Актер Сухоруков в одном из интервью говорил, что ты очень активно вел себя на съемках "Богини", много всего придумывал.

— Неправда! (явно кокетничая)

— Тяжело работать с женщинами-режиссерами, они же в технике обычно ничего не смыслят?

— Я в технике тоже ничего не соображаю, не знаю, где и что в камере находится. И не хочу этому учиться, мне на это наплевать. Есть люди, которые специально этим занимаются. Я же создаю изображение. Если что-нибудь случится с камерой, в жизни не смогу даже кассету зарядить.

— Насколько весомо творческое участие оператора в создании фильма?

— В английском языке операторская профессия называется очень точно — режиссер изображения. Этим все сказано. Речь идет именно о режиссуре изображения: ты меняешь свет на свое усмотрение и тем самым задаешь тон настроению; либо, предположим, у тебя в сценарии написано "день, она признается ему в любви", и все. И вот этот "день" я могу сделать каким угодно, пасмурным или в солнечных лучах.

— Ты сейчас часто видишься со своим преподавателем Юсовым (известнейший советский оператор, снимал "Андрея Рублева" и "Иваново детство" Тарковского)?

— Я неблагодарнейший из людей, потому что не уделяю своему мастеру никакого внимания, хотя считаю его великим и гениальным оператором. Сейчас, когда кончил институт и у меня очень хорошая карьера, я, к сожалению, своему мастеру не звоню, не пишу, не общаюсь с ним. Знаю, что он одинок. Он гений. Я — ремесленник. И понимаю, что никогда не достигну такого порога, как он. И это грустно.

— Поэтому ты все время такой веселый?

— Поэтому я такой веселый.

— Правда, что ты служил в Чернобыле в 1986 году?

— Служил в железнодорожных войсках, когда это случилось, и меня направили в Чернобыль из Ярославля. Пробыл там три дня. Тогда не знал, почему меня разбудили ночью и повезли в Киев. Помню, думал: "О, отлично — в Киев прилетел, все же лучше, чем в Ярославле!" Потом повезли под Чернобыль. Никто не знал тогда, что произошло, тем более я — солдат, мне и слова никто не сказал.

— А та съемка куда-то вошла?

— Кадры вошли в фильм о Чернобыле, который получил все главные призы на всех документальных фестивалях мира. Моих кадров там буквально секунды, вообще там было много операторов, но моей фамилии в титрах нет.

— Какой момент помнишь до сих пор?

— Года через три-четыре, когда уже работал на телевидении, поехал в Припять. Помню телефонные будки, занесенные песком, открытые настежь квартиры и подъезды в пыли. Этого не забуду никогда.