Выпуск газеты Сегодня №143 (2085) за 30.06.2005
"ДЕЛАЕМ ЛИЦО" ЗА 10 ДНЕЙ ДО ОТПУСКА
— Сегодня есть высокоточные методики, и можно прогарантировать буквально 90% результата, — говорит Ольга. — И если это у косметолога не получается, значит, он — непрофессионал и должен либо учиться, либо его вытеснят с рынка. Но сначала нужно разработать "правила игры" на нем, документы, регламентирующие деятальность этих учреждений.
— Пока между косметологами и клиентами постоянно вспыхивают недоразумения, которые нужно решать, но обе стороны не знают, как это делать. Сейчас люди уезжают в отпуска — кто в Крым, кто на Канары — и хотят выглядеть на отдыхе привлекательно, молодо. И часта ситуация: после процедуры они уезжают на юг и там начинаются осложнения. Местный врач их лечит, а вернувшись из отпуска, клиент с претензией возвращается к своему косметологу. Как разрешить этот конфликт?
— Никак. Клиент сам сделал ошибку и ничего не добьется. Во-первых, если хотите иметь результат, его нужно планировать: инвазивные процедуры можно делать только недели за две до отъезда. И только в клинике, чтобы ваш косметолог проследил за вами, чтобы плавно сошли отеки, гематомы, покраснения, если они возникли. А иначе, когда вы приедете на отдых, у вас будет не освеженное лицо, а "освежеванное". Кроме того, резкая смена климата может ухудшить процесс. Кстати, косметолог об этом должен предупредить, отговорить от "срочной процедуры".
— Но это его деньги! Неужели вы часто отговариваете клиентов?
— Из десяти одного-двоих. Дело в том, что ошибка — это тоже деньги косметолога. Выгодно, чтобы клиент был здоров и красив после процедур.
— Женщины часто жалуются, что они и не хотели делать такие сложные процедуры, а доктор уговорил, и что-то там случилось. Но они ничего не могут доказать.
— Правильно, потому, что клиент несет такую же ответственность за хорошее исполнение процедуры, как и косметолог. Что это значит? Косметолог должен сделать процедуру правильно, а клиент— выполнить его предписания. И если он советует не наносить косметику, то не делать этого и так далее. Однако хороший врач не должен склонять клиента тут же делать сложные процедуры — это не принято в настоящих салонах. Считается, что с мыслью о манипуляции над лицом человек должен переспать. Особенно если она делается впервые. Тогда это будет делаться осознанно.
— Сейчас появились объявления типа: "Делаю косметологические услуги на дому". Нормально пользоваться услугами "домашней косметички"?
— Я бы не воспользовалась. Кроме маски и массажа, дома ничего нельзя сделать. Я пыталась: клиент постоянно напряжен, не может расслабиться, у него нет массажной кушетки и возможности стерилизации инструментов... И хуже от этого только ему самому. Мое мнение — только клиника может что-то гарантировать.
— Придя впервые на прием, что я должна сказать доктору?
— Можно попросить сделать ту или иную процедуру. Но лучше — подробно изложить, что вызывает у вас тревогу, когда вы смотрите на себя в зеркало? И тут косметолог должен рассказать вам о вашем лице то, чего вы о нем не знаете. К тому же, может, вам не от морщин на лбу нужно избавляться сейчас, а убрать темные круги под глазами — ему виднее.
— Если конфликт уже случился, что должен делать косметолог и что — клиент?
— Договариваться. Хотя с клиентом должен быть заключен договор. Но поскольку не везде это делается, то на руках должны быть копия карточки и чеки. Даже если есть только чеки на оплату той или иной услуги, можно начинать грамотный разговор. Если клиника не дает чеков и карточки сразу, то нужно сразу и уходить. Но если что-то случилось, то клиент должен подготовить к разговору все документы и четко знать, чего хочет. А косметолог не должен уходить от разговора. Если обе стороны ведут себя грамотно, то конфликт до суда не доходит.
— Человек может требовать моральный ущерб. Много? Миллион?
— Хоть миллион — верхней планки нет, но аргументация в таком случае должна быть серьезной. Сегодня уже есть юристы, специализирующиеся на работе с моральным ущербом, нужно идти к ним.
— Но доктора обычно не ведут бесед. Они говорят: "Я все сделал правильно, и точка".
— В таком случае — только суд. Ибо говорить так клиенту может лишь непрофессионал. А настоящий косметолог, если увидел свою ошибку — может ведь всякое случиться, — должен и деньги возвратить, даже если потрачены большие суммы на препарат, а ущерб причинен серьезный. Но такие случаи крайне редки даже у нас и сейчас: не слыхала, чтобы у профессионалов были такие конфликты.
КРАСАВИЦА ДОЛЖНА ЗНАТЬ
1. Есть два вида косметологических услуг: бытовая косметология, когда специалист делает массажи-маски, не требующие нарушения кожного покрова, и инвазивная — сложные процедуры с проникновением в кожу. И если массажи-маски — это салонные услуги и могут оказываться парикмахерами и визажистами, то для инвазивных нужно медицинское образование. Даже если врач-косметолог делает всего лишь укол витаминов.
2. Специалиста нужно выбирать придирчиво: взять адрес косметолога подруги, у которой лицо всегда — высший класс. Посмотреть рекламы клиник, выполняющих интересующую вас процедуру. Выбрав три-пять мест, звоните.
3. Сначала у косметолога нужно спросить четыре документа:
Диплом об окончании вуза по основной специальности. Поскольку косметологов у нас не выпускают, то это должен быть врач-"лечебник". Увы, в дипломе не должен звучать педиатрический, стоматологический или санитарно-гигиенический факультеты — их другому учат.
Диплом о специализации: сегодня у нас действительны курсы Академии последипломного образования им. Шупика и косметологические клиники, где медиков учат косметологии. Такие есть в Киеве, Днепропетровске, Харькове, других крупных городах.
Лицензия на занятие меддеятельностью. Она обновляется каждые три года.
Специализация по манипуляции. Если делаете химический пилинг, то у косметолога должен быть диплом о том, что он умеет делать пилинг, а не мезотерапию.
4. Остановиться нужно на том специалисте, который понравился и вызвал доверие — интуиция подскажет.
КРАСАВИЦА, УЕЗЖАЯ НА КАНАРЫ, НЕ ДОЛЖНА
делать химический пилинг — даже при современных средствах защиты, попав в другую климатическую зону и высокую инсоляцию, у нее есть рис фотодерматоза.
проводить контурную пластику с применением наполнителей губ, носогубных складок — силикон не терпит смены атмосферного давления, которое будет в самолете, и "расплывется".
НАСТОЯЩИЙ КОСМЕТОЛОГ НЕ ДОЛЖЕН
иметь морщин, проблемной кожи и плохого настроения
сразу предлагать самую дорогую манипуляцию
настаивать на срочном исполнении этой процедуры
замалчивать риски, ожидающие клиента, и альтернативные способы восстановления красоты
отказывать в предоставлении по первому же требованию документов, разрешающих ему оказывать данные услуги
скрывать методики исполнения процедур и аннотации препаратов, которые пациент имеет право знать.
Если он сделал один из этих шагов — насторожитесь, если два — скажите "Спасибо, я подумаю" и уходите. Есть другие клиники и другие косметологи. Пусть даже они и работают чуть дальше от вашего дома — здоровье дороже.