Выпуск газеты Сегодня №144 (2086) за 01.07.2005
МОГУТ ЛИ МАРШРУТКИ ПОДЕШЕВЕТЬ ЕЩЕ РАЗ?
Некоторые перевозчики назвали подобные идеи маразмом. Куда уж дальше понижать цены, если большинство маршруток еле дотягивают до рентабельности. В хозрасчетной коммунальной службе пассажирских перевозок КГГА отреагировали так: "Ни о каком понижение цен и речи быть не может!". Хотя есть версия, что удешевление может произойти после того, как власти разграничат городские маршруты и сертифицируют перевозчиков. Возможно ли это?
Крупные перевозчики уже давно двумя руками "за" сертификацию на предоставление транспортных услуг — после нее мелких фирм-перевозчиков станет меньше. Сегодня в Киеве — масса организаций, которых назвать перевозчиками язык не поворачивается. У них нет ни своего автопарка, ни ремонтной базы, водители выходят на маршруты без медосмотра, маршрутных листов. Поэтому крупные перевозчики и согласны пройти все круги ада, показав все, что имеют реально (автопарк, ремонтные базы, опытных водителей), и получить заслуженное право на предоставление транспортных услуг. Правда, специалисты отмечают, что это может создать монополию в данной сфере (например, рынок заполнят коммунальные маршрутки), а еще грозит процветанием взяточничества, поскольку многие попытаются купить лицензию на право предоставлять транспортные услуги. Но лишь сертификация повлять на цены не сможет — только на улучшение сервиса и безопасности.
А вот разграничение маршрутов цену проезда изменить способно. В одной из фирм поделились идеей. Можно взять все городские маршрутки и разделить на две категории. Первые будут работать в режиме экспресса, вторые — в обычном. В экспрессах (использовать для этого автобусы типа "Богдан") — с правом возить в них стоячих пассажиров по низкой цене (50 коп.). В обычных маршрутках (1—1,25 грн.) позволить возить только сидячих пассажиров. А если ввести правило брать плату за проезд только двух-трех остановок — это может значительно удешевить стоимость проезда. Пойдут ли на это власти, большой вопрос.