1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №145 (2087) за 02.07.2005

ПРЕССУ В МЕТРО ОСТАВИЛИ. ПОКА...

Вчера независимая киевская пресса оказалась на грани уничтожения. Тысячи экземляров переодических изданий оказались непроданными, после того как руководство киевского метро и городские власти выдворили из "подземки" торговцев газетами. Тысячи людей, торговавших в метро остались без работы. Вчера с утра они вышли на акцию протеста под стены мэрии. Вкупе с жесткой позицией руководства столичных газет, это возымело действие. Продажу прессы в метро продлили еще на месяц - а там мол решим как дальше быть. Однако эта отсрочка не снимает главные вопросы - зачем было устраивать бардак в метро и что в конечном итоге произойдет с "подземной" торговлей. .

"ОНИ ИСПУГАЛИСЬ ПРЕССУ!"

— Власти просто вышвыривают нас на улицу, — рассказал Виталий Шелапов, председатель профсоюза предпринимателей киевского метрополитена. — А господин Омельченко заявляет, что нам будут предоставлены рабочие места. На сегодняшний день они нам не предоставлены, а в овощных лавках, куда нам предлагают пойти, продавать прессу невозможно. Кстати, власти испугались того, что нас поддерживает пресса. Наша акция продлится до вечера, но не исключено, что мы будем стоять под мэрией каждый день...

БАРДАК РАЗВЕЛ МЕТРОПОЛИТЕН?

— Проблема торговли в метро существует 10 лет и создана администрацией метрополитена, — доказывал пикетчикам Николай Георгиевский, заместитель главы КГГА. — Она распоряжалась коммунальным имуществом без согласия собственников, заключая с предпринимателями завуалированные договора о якобы предоставлении каких-то услуг, а фактически это договора об аренде. Подчеркиваю, незаконной, без предоставления конкретного места.

Кроме того, по инициативе Александра Омельченко, согласованной с предпринимателями, будут предусмотрены дополнительные рабочие места для торговли прессой и цветами — их упорядочат в соответствии с выдвигаемыми требованиями. Принцип такой: в метро установят по месту для продажи прессы и цветов.

ГАЗЕТЫ ОСТАВЯТ ТОЛЬКО НА СТОЙКАХ

Николай Шавловский, начальник КП "Киевский метрополитен", утверждает, что торговля с лотков на станциях метро — нарушение всех существующих норм и правил безопасности. Отныне торговля в метро будет производиться только в специализированных киосках. В списке разрешенных товаров — пресса, медикаменты, цветы, безалкогольные напитки в пластиковых бутылках и не скоропортящиеся продукты питания в упаковках, сувениры.

Потерявшим заработок торговцам решила посодействовать городская власть, предложив каждому места на рынках районов столицы. Но предприниматели отказались. Хотя их можно понять, ведь рынок — не метрополитен, через который каждые сутки проходят более 1 млн 650 тысяч человек.

— Что они могут сделать? Покричат немного, а затем львиная доля пойдет работать на предложенные в районах места, — уверен Николай Николаевич.

Что касается "больного" для всех печатных изданий вопроса о продаже газет-журналов, то Шавловский заявил, что в течение месяца метрополитен совместно с распространителями прессы отработает новый механизм предоставления площадей, модель киосков и так далее. А пока этот вопрос будет решаться, киевляне смогут по-прежнему приобретать газеты в метро. Решено продлить разрешение торговать прессой в "подземке" на месяц, но не с лотков (раскладки, столы, ящики), а лишь с вертикальных стоек.

ТАК ПОД КОГО ЧИСТИЛИ МЕТРО?

Между тем, ужа давно ходили разговоры о том, что "зачистка" метро от торговцев осуществлялась не столько из-за стремления руководства подземки к чистосте и порядку, а в силу конкретного интереса к монополизации рынка прессы со стороны отдельных чиновников и коммерческих структур. Ближе к 1 июля, слухи даже называли конкретную фамилию - некто Хаим Шапошник, представитель коммерческой фирмы "Центр дистрибуции прессы". Именно он, как утверждают некоторые дистрибьюетры газет, обзванивал редакции и говорил, что с 1 июля только его фирма может продавать в метро газеты и что у него уже есть на руках "эксклюзивный" договор с метрополитеном. Дабы проверить этот слух мы связались с самим Шапошником и с руководством метрополитена. Последнее устами Шавловского заявило, что ни о каком Шапошнике они не слышали и никто еще место под торговлю не распредял. Шапошник также отрицает, что он кому-либо говорил об эксклюзивных договорах с метро: "Да, я бы мечтал иметь эксклюзивный договор на продажу прессы в метро, но в цивилизованном европейском городе это невозможно. Мы имеем сейчас 30 лотков по договору с метрополитеном. Однако в будущем собираемся установить киоски американского типа небольшого формата, есть такой проект".

В общем, как говорится, уже "никто никуда не идет"? Хотелось бы верить…

ЧТО ДУМАЮТ ИЗДАТЕЛИ?

Редакции газет, которые вчера понесли громадные убытки из-за непроданных тиражей, надеются, что в будущем подобное не повторится.

По словам президента Украинской ассоциации издателей периодической печати Бориса Ложкина "сеть киосков развита в Киеве очень слабо. Поэтому ограничения в торговле - это препятствие в доступе к информации. Тем более, что от целого ряда людей я получал информацию, что торговлю прессой в метро хотят монополизировать. Нужно чтобы мэрия и метрополитен точно сформулировали, что будет в результате планируемых перемен в распространении прессы в метро. Точного представления о том, что дальше будет, пока нет".

Отметим, каким бы образом не разрешился вопрос с продажей газет в подземке, при этом НЕ ДОЛЖНЫ ПОСТРАДАТЬ ЧИТАТЕЛИ. У граждан НИКТО НЕ СМЕЕТ ОТБИРАТЬ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ. Представляете ли вы, что будет творится в час пик вокруг единственного разрешенного на станции метро газетного киоска?! Ни газету купить невозможно, да и безопасности, о которой так беспокоится руководство "подземки", явно больше не станет. Именно поэтому, все решения по изменению системы продажи прессы должны приниматься, профессионально, прозрачно, на конкурсной основе, под строгим общественным надзором.


Николай Шавловский, начальник киевского метрополитена:
— Монополизация продажи прессы в метро? Впервые слышу. Мне называют имя и фамилию какого-то Хаима Шапочника, мол, он монополизирует все. Я вам повторяю, что не знаю, кто это такой, и знать не хочу... Вопрос о том, какие будут киоски, их технические характеристики и количество, должен решиться в понедельник. Это определит тендер.