1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №149 (2091) за 07.07.2005

В ОДЕССЕ С ОСТАПОМ БЕНДЕРОМ ВСТРЕТИЛСЯ НАСЛЕДНИК ИМПЕРАТОРА

Спустя 38 лет Остап Бендер вернулся в Одессу. В 1967 году на родине Ильи Ильфа и Евгения Петрова — отцов Великого комбинатора, режиссер Михаил Швейцер закончил первую экранизацию романа "Золотой теленок" с Сергеем Юрским в главной роли. В эти дни завершаются съемки новой версии — 8-серийного телефильма. На одесских улицах командует парадом человек в белой фуражке с легко узнаваемым лицом — Олег Меньшиков. Именно ему доверено очередное — вслед за Юрским, Гомиашвили и Мироновым — воплощение нетленного образа. Уже в картине Ульяны Шилкиной.

О том, что происходило на съемочной площадке в Одессе, корреспонденту "Сегодня" рассказал вице-президент Всеукраинского историко-технического объединения (УИТО) Валерий Гутник.

— Меня пригласили для обслуживания автостарины, — говорит Валерий Владимирович. — В одесских эпизодах, помимо конных экипажей, были задействованы грузовик-полуторка и два кабриолета ЗиС. За рулем одного из них мне пришлось даже сниматься. Кстати, с машинами в фильме связано одно существенное отклонение от первоисточника. У Ильфа и Петрова первая "случайная встреча" Паниковского с гражданином Корейко происходит на автобусной остановке. И "великий слепой" едва не угодил с подпольным миллионером под колеса автобуса. Действия и по сценарию, и по книге происходят на рубеже 20—30-х годов, но автобус, соответствующий времени, найти не удалось. Таких нет ни то что на территории Украины, вообще в СНГ трудно сыскать! Разве только известный "Фердинанд" из фильма "Место встречи изменить нельзя". Но это уже 40-е. В общем, решили наезжать на Паниковского с Корейко "полуторкой", добытой в Виннице.

К месту съемок "полуторку" привезли на эвакуаторе. По "возрасту" она подходит идеально. Это даже не советский 1,5-тонный грузовик "ГАЗ-АА", а фордовский аналог — даже эмблема "Ford" сохранилась.

На площадке машина завелась без проблем. А у нее, между прочим, все родное, и она никогда не реставрировалась. Сцену ДТП мы тщательно рассчитали. "Полуторка" разгонялась и в определенном месте тормозила, практически коснувшись актеров. На репетициях все было нормально, но как только грузовик встал на исходную — сразу заглох минут на 10.

Олег Меньшиков появлялся на площадке под восторженные вздохи из массовки. Менял костюмы — парадно-походный с морской фуражкой, белый с платочком в нагрудном кармане. Шею обнимал черный длинный шелковый шарф, на ногах — синие галифе, кожаные краги. Мечтательный джентльмен удачи с массой идей и без носков. Его не оставляли без внимания ни секунды — каждую паузу почитатели заполняли просьбами об автографе и фото на память. Актер со скорбным осознанием своей участи смиренно расписывался и позировал. И при последней команде "Снято!" старался мгновенно исчезнуть с поля зрения. За Меньшиковым был закреплен персональный неброский автомобиль, что облегчало ему задачу незаметных перемещений в одесском пространстве. Ни жена Анастасия Чернова, ни другие родственники актера в экспедиции не навещали. А вот встречи с коллегами случались — несколько раз в гости к нему приезжал Дмитрий Исаев, наследник императора из "Бедной Насти".


КСТАТИ
Одесситы к съемкам на улицах отнеслись без ажиотажа. Единственный момент, когда ленивый народ возмутился, связан со съемками на Сабанеевом мосту. Район там оживленный, а улицу перекрыли с двух сторон на весь день. Именно там снимали эпизод разоблачения мнимого слепого с последующим избиением и "сценой у фонтана". В массовке участвовали около 100 одесситов — не какие-нибудь статисты на заднем плане, а настоящая возбужденная толпа, набросившаяся на Паниковского. Очень удачно подобраны типажи — лица под 20—30-е.