1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №156 (2098) за 15.07.2005

НА ОРБИТУ ВЫШЛИ... "ВРАГИ"

В начале 1970-х годов международный климат заметно потеплел и ребром встал вопрос: так враги летают в космосе или друзья? И в СССР и в США понимали, что нужно переходить к сотрудничеству, что войны, пускай и холодные, которые ведутся на земле, вовсе недопустимы в космосе. Нужно было срочно решать практические вопросы сотрудничества и взаимной безопасности космических полетов. Ну хотя бы для того, чтобы помочь земляне могли спасти друг другу в случае аварии, ведь кроме американцев никто советским кораблям помощи на орбите не оказал бы, и наоборот. Соглашение между СССР и США было подписано в Москве 24 мая 1972 года. А в октябре было принято решение провести 15 июля 1975 года экспериментальный полет "Союз"—"Аполлон" по программе ЭПАС. Уникально было еще и то, что никогда еще за три года вперед не назначалась дата полета. А тут он еще и состоялся.

ДВУМ "ПАПАМ" НЕ СОСТЫКОВАТЬСЯ

Специалисты, а я с первого дня принимал участие в работах по программе, совершенно не сомневались, что космонавты быстро "состыкуются" с астронавтами — найдут общий язык. Тем более, что руководство обеих стран поставило задачу: хочешь участвовать в совместном полете — выучи безукоризненно язык коллеги, иначе в полет за славой уйдет другой.

А вот техника стыковаться не могла. Дело в том, что стыковочные устройства советского транспортного корабля "Союз" действовали по принципу: штанга одного корабля входила в приемную воронку другого корабля. Мы в шутку называли их "папа" и "мама". И хотя устройства американских кораблей были, в принципе, аналогичны, но в космос могли полететь два корабля со "штырями". А двум "папам" никак не состыковаться. Нужно было срочно создать устройство, сочетающее в себе оба узла сразу. Так появилось на свет андрогинное — "бесполое" — стыковочное устройство, которое может быть одновременно и "папой" и "мамой".

Пришлось решать многие вопросы совместимости. Например, выяснилось, что атмосфера в обитаемых отсеках кораблей тоже разная: у американцев они заполнялись почти чистым кислородом, у нас — смесью для дыхания из кислорода и азота. А ведь во время совместного полета космонавтам неоднократно пришлось бы переходить из корабля в корабль. И если не создать совместимую атмосферу, у людей могли начаться декомпрессионные расстройства и даже кессонная болезнь. И тогда в кабине "Союза" понизили давление кислорода с 760 мм рт. ст. до 510 мм. рт. ст. и повысили содержание кислорода до 40%, что сняло проблему.

Всего с мая 1972 года по июль 1975 прошло более 20 совместных встреч специалистов, 11 испытаний всех видов, 6 тренировок персонала Центров управления полетом. Стороны подготовили 1500 документов объемом от нескольких десятков до нескольких тысяч страниц.

ВОЕННЫМ ПРИКАЗАЛИ СТАТЬ ШТАТСКИМИ

Это был первый опыт работы с вероятным противником, как тогда называли в СССР Америку. Конечно, руководство МО СССР, Ракетных войск стратегического назначения и личный состав Байконура имели даже опыт проведения реальных запусков боевых межконтинентальных ракет перед иностранными делегациями. Но одно дело провезти по космодрому и показать технику президента Франции Шарлю де Голлю, а другое — работать изо дня в день с "врагами". Следовало показать лишь то, что необходимо — не больше. Вот и родилась на Байконуре легенда прикрытия: все его сотрудники — ученые Академии Наук СССР. Офицеров переодели в штатские костюмы, солдат и сержантов — в комбинезоны песочного цвета и приказали обращаться по имени-отчеству. Я, например, будучи командиром отдельной инженерно-испытательной части, знал по имени-отчеству всех своих 400 офицеров и прапорщиков, а пофамильно более сотни сержантов.

На одном из совещаний по ЭПАС Главком ракетных войск генерал армии Владимир Толубко принял решение: на Байконуре должен быть директор, а не начальник. Выбор пал на замначальника оперативного отдела штаба полигона подполковника Льва Николаева. Но Лев оказался мудрым и, сославшись на свой малопредставительный вид — а он был худощав, крайне подвижен, резок в движениях, быстр на ответ и обожал шутку, но только в чужой адрес — тут же предложил кандидатуру начальника штаба генерала Дмитрия Большакова. Он и стал гражданским директором Байконура. Действительный же начальник — генерал Валентин Фадеев, как лицо засекреченное, автоматически исключался из директоров.

ВЕЛИКАН СТАФФОРД МОГ БЕЖАТЬ С ЛОШАДЬЮ, НЕ ВСТАВАЯ С СЕДЛА

И вот "Байконур" встречает гостей: приехали руководители НАСА, астронавты. Вечером 27 апреля 1975 года, после того, как американцам показали "золотой треугольник" Средней Азии — Ташкент, Бухару и Самарканд, на Байконур прибыли 12 астронавтов под командованием Юджина Сернана. Основной экипаж "Аполлона" — командир Томас Стаффорд, 1 пилот Дональд Слэйтон, 2 пилот Вэнс Бранд. Их дублерами были Алан Бин Рональд Эванс, Джек Лусма, а также Трули, Бобко, Овермайер, Нил и Криппен. После экскурсии на техническую и стартовую площадки, им показали город Ленинск и даже центральный универмаг. Гостям очень понравился эстонский шоколад. Но это было не все.

У гостиницы "Космонавт" астронавтов ждали... казахские юрты. Гостей нарядили в расшитые национальные халаты и принялись угощать. Сначала беш-бармаком — это первое блюдо из баранины и плоских ромбиков теста. Потом поднесли баурсаки — неправильные кусочки обжаренного теста в бараньем жиру. И все это с интернациональным напитком — русской водкой. Веселились на славу. В конце ужина гостям подарили богато инкрустированные домбры, которые пришлись астронавтам по душе — их руки сами собой тянулись к струнам и они все время пытались на них играть.

А затем гостей пригласили проехаться верхом. Смелое предложение приняли Стаффорд, Бранд и Леонов. Особенно замечательно смотрелся на низкорослой казахской лошадке лысоватый великан Стаффорд, который мог бы бежать наравне с лошадью, не вставая с седла.

"КОНЧАЙ ЭТОТ ЦИРК"

Через несколько дней прибыла вторая группа американцев, которую встречали уже в рабочем порядке — это были 16 специалистов ракетно-космической техники во главе с Рейнальдом Дитцем. Эти люди интересовались всем и вся, не испытывая при этом никакого стеснения. После окончания программы ЭПАС, готовя отчет о работе, они пожаловались, мол, их знакомили только с тем оборудованием, которое использовалось при подготовке предстоящего совместного полета. Им, конечно же, хотелось бы большего. Хотя они отметили, что спецы Байконура чрезвычайно квалифицированные и дисциплинированные по сравнению с ракетно-космическими специалистами в Москве. Все понимали, что в составе этой группы были люди, представляющие техническую разведку спецслужб США.

На пуск приехал посол США в СССР Уолтер Джон Стессел с советниками и супругой. Ходили упорные слухи, что посол — родственник русского генерала Стесселя, знакомого нам по обороне Порт-Артура.

Встречать посла на аэродроме "Крайний" должен был "директор" Дмитрий Большаков. А он неприлично опаздывал: уже трап подали к самолету, а его все нет. И вот только-только начала открываться люк-дверь, как к самолету подлетела машина и из нее вышел Большаков в... генеральской форме. Он объяснил опоздание так: "Уже в машине сидел, вдруг звонок от министра обороны. Он потребовал: "Кончай с этим цирком — они все знают". Пришлось переодеваться. Так что если тебя спросят — можешь говорить, что ты полковник".

А Стессел даже глазом не моргнул, увидев директора-генерала. Только иронично заметил, что на Байконуре "жарко, как в американской пустыне Аризона". А Большакову было жарко вдвойне.

И вот Леонов с Кубасовым надевают скафандры — "Союзы" стартовали первыми. Комната, в которой они переодеваются, отгорожена от зала, где сидят провожающие и журналисты, стеклом, чтобы земные микробы не полетели в космос. Посол с женой подходят к стеклу сказать слова напутствия. А у Леонова уже приготовлен сюрприз госпоже Стессел. Обычно на скафандре космонавта — в районе запястья — прикреплено зеркальце. И когда он работает с пультом управления, расположенном на поясе, то, чтобы увидеть надписи на кнопках, подносит к ним зеркальце. Для этого слова на пульте написаны в зеркальном отражении — наоборот, как на "скорой" слово "Ambulance", водитель впереди идущего авто прочел слово правильно. И пока Леонов сыпал комплименты госпоже Стессел, другой космонавт преподнес ей такое космическое зеркальце.

В 15 час. 20 мин 15 июля 1975 года проект века стартовал. Посол Стессел переехал на смотровую площадку в 800 метрах от старта. Его особенно поразило то, что он находился так близко от стартующей ракеты. На Канаверале наблюдатели и туристы находятся от старта на расстоянии 5 км. Стессела поразила мощь ракетных двигателей, звук и вибрация воздуха, которая докатилась до него, заставив вибрировать все внутри — он почувствовал тепловую и ударную волну от двигателей знаменитой ракеты Сергея Королева "Р-7". "Союз-19" вышел на орбиту ожидания.

В 22 часа 50 мин. стартовал и "Аполлон". 17 июля произошла стыковка, а знаменитое космическое американско-советское рукопожатие навсегда осталось в наших сердцах и памяти всего человечества. Мы были горды тем, что смогли технически обеспечить такой знаменательный полет. После 2-суточного совместного полета 19 июля корабли расстыковались. При повторной стыковке активным, т.е. осуществляющим все необходимые маневры, был уже "Союз". На этот раз совместный полет длился почти три часа до окончательной расстыковки. Сам полет был выполнен безукоризненно. Разве что Леонову пришлось с помощью Земли устранить неполадку в системе передачи телеизображения, а Стаффорду — убрать злополучный штырь в тоннеле-лазе, через который лежал путь в орбитальный отсек "Союза".

21 июля спускаемый аппарат "Союза-19" совершил посадку в районе г. Аркалык. 25 июля в Тихом океане, в 600 км западнее Гавайских островов, приводнился командный модуль "Аполлона", который был поднят на борт вертолетоносца "Новый Орлеан". Советский экипаж сразу отправился на отдых на Черное море, а американский — в Гонолульский военный госпиталь. При приводнении в ручном режиме Бранд допустил ошибку, но Стаффорд — этот величайший из астронавтов нашего времени — мгновенно сориентировался и роздал кислородные маски. Экипаж получил лишь легкую степень отравления от проникших в отсек паров тетраоксида.

Нет преград между народами — их создают политики. Хочу передать наилучшие пожелания талантливому и трудолюбивому американскому народу. Программа нового освоения космоса — ее мирная составляющая, — объявленная Джорджем Бушем в январе 2004 года, впечатляет размахом. Украинский межпланетный буксир "Днепр" к совместной работе при полете на другие планеты готов — я в этом убежден. Привет тебе, Америка, и наилучшие пожелания от ракетно-космических специалистов, участвовавших в подготовке и осуществлении космического полета века, ныне граждан Украины!