1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №157 (2099) за 16.07.2005

"ТИ ДЕ? ... А Я — НА ВЕРТОЛЬОТІ!"

Лесоводы говорят: "Мы сажаем лес для людей и охраняем его от людей". Парадокса здесь нет: к сожалению, далеко не все ведут себя в лесу цивилизованно. И речь не только об оставленном мусоре и разбитых бутылках, хотя и осколок стекла, попавший под луч солнца, тоже нередко может вызвать пожар. Самое страшное — непогашенные костры, брошенные окурки, а то и просто озорство. Девять пожаров из десяти — рукотворные. И лучший способ борьбы с ними — воздушное патрулирование. "Мне сверху видно все — ты так и знай!" — слова старой военной песенки актуальны и сегодня. В чем автор этих строк убедился лично, "поработав" летчиком-наблюдателем патрульного вертолета Ка-26.

ВЫШКА И БРАНДСПОЙТ

Но прежде чем допустить прессу к полетам, директор Высшедубечанского лесхоза, что на Киевщине, Михаил Головецкий, предложил подняться на металлическую вышку, с которой с 10 утра и до захода солнца ведется наблюдение: не покажется ли где струйка дыма. Преодолев около сотни ступеней, мы с фотокором оказываемся на высоте 36 м, где несет службу сотрудник лесхоза Юрий. На небе — ни тучки, видимость, как говорят летчики, "миллион на миллион".

— Это — буссоль, — показывает нам Юрий прикрепленный к ограждению прибор. Если увижу дым, навожу целик на это направление и докладываю, где горит. Таких вышек у нас две.

Налюбовавшись лесным пейзажем, спускаемся.

— А это наша пожарно-химическая станция: пожарные ЗиЛы, трактор с плугом, опахивающий место пожара, патрульный УАЗик с десантом. — ведет "экскурсию" директор. — Ну-ка, Гриша, — обращается он к начальнику ПХС Григорию Ермаку, — изобрази боевую тревогу!

Не прошло и минуты, как из ворот хранилища вылетел ярко-красный ЗиЛ, лихо развернулся, расчет подсоединил рукава???? и застыл в готовности со стволами в руках.

— Ребята, а можно я попробую тушить? — обращаюсь к Ермаку.

— Давай, журналист, только струю направляй пониже, чтобы на провода не попасть, может убить током.

"Пожарничать" мне понравилось: хоть ствол и ходил в руках, как живой, но струя воды била, куда надо.

— Отбой!

Сворачиваем рукава, "пожарка" уезжает в хранилище. А мы садимся в УАЗ и по лесной дороге едем на вырубку, где два года назад горел сосновый бор. После низового пожара стволы обуглились примерно на два метра ввысь, и деревья стали медленно умирать. Но по инструкции рубить их было "ни-и-ззя", пока полностью не засохнут. Теперь здесь сплошная санитарная рубка. Поверженные великаны лежат на широкой поляне, в воздухе крепко пахнет свежесрубленной сосной.

— Переработав обреченные деревья год назад, мы могли взять до 70% деловой древесины, — сокрушается М. Головецкий, — сегодня все это годится только на дрова...

ГДЕ-ТО КТО-ТО ЧТО-ТО ЖЖЕТ...

Неподалеку от вырубки нас уже ждет вертолет Ка-26. Маленькую "стрекозу", которая очень живописно смотрится на зеленом лугу, обступили местные пацаны.

— Смешная машинка, из автомата сбить можно, — критически, как бывший зенитчик, оцениваю вертолет.

Два девятицилиндровых звездообразных двигателя разгоняют ее максимум до 200 "кэмэ", многие машины быстрее ездят. А "жрет" Ка-26 150 л А-95 или А-98 в час.

— Поэтому и летаем мало, что дорого: час работы вертолета стоит 1500—1800 грн. — подключается к разговору летчик-наблюдатель Александр Гелбутовский. — Раньше по Украине в пожароопасный сезон налет был до 10000 часов, сейчас — 1100—1200. По Киевской области с апреля по ноябрь — до 50 вылетов, 150—170 часов, а не 600, как прежде.

— А результаты?

— В этом году было более 70 пожаров, это немного, потому что весна и лето дождливые, из них до 40 случаев обнаружено с воздуха.

Мы забираемся внутрь винтокрыла: фотокор — в "бизнес-класс" рядом с пилотом, я и летнаб — в пассажирский салон. Здесь при необходимости перевозят 2—3-х "десантников" с ранцевыми водометами и шанцевым инструментом, позволяющими локализовать пожар до подхода пожарных машин.

Гул двигателей превращается в непрерывный рев, от которого не спасают даже наушники, лопасти вращаются все быстрее, наконец вертолет отрывается от земли. Летим низко и медленно: на высотомере — 180 м, скорость — 140 км/ч. Под нами проплывают лес, узкая лента дороги, речушка, стадо коров... Вдали между килями вертолета виднеется труба столичной ТЭЦ-6, до нее километров 30—35... Берег Киевского водохранилища усеян дачами, среди которых немало фешенебельных: в 2—3 этажа и даже с бассейнами во дворе. Мне очень хочется принести пользу, обнаружив хоть небольшой пожарчик, но, к счастью, нигде ничего не горит. Вдруг справа по борту замечаю поднимающийся над дачами столб черного дыма. Пожар! Однако, подлетев ближе, видим: это всего лишь какой-то "садовод" жжет в железной бочке мусор... Спустя полчаса садимся около села Лебедивка. Наша "служба" закончена, а пилоты вскоре снова полетят на патрулирование.

А "ПОЖАР" МЫ ТАКИ ЛИКВИДИРОВАЛИ!

Уезжать, не потушив даже самого маленького пожара, как-то не хотелось, поэтому мы решили... устроить его сами. И заодно проверить, правда ли, что сухая хвоя вспыхивает, как порох. Увы, да... От тлеющего окурка, брошенного фотокором Юрой на рыжие сосновые иглы, уже спустя несколько минут побежали язычки пламени. Конечно, мы их тут же затоптали, а для верности еще и залили водой.

Автор благодарит Госкомитет лесного хозяйства Украины за помощь в подготовке материала.


ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ
В пожароопасный период запрещено:
заезжать на территорию лесного фонда, кроме передвижения по транзитным дорогам;
в сухую жаркую погоду посещать зоны хвойных насаждений;
разводить в лесу костры, бросать непогашенные спички, окурки и т. д.;
выжигать сухую траву, стерню на полях, граничащих с лесом и лесополосами.


В ТЕМУ
Ежегодно на Земле от пожаров гибнет до 1,5 млн га лесов. В Украине наиболее пожароопасны хвойные насаждения, доля находящихся в ведении Госкомлесхоза составляет 2,8 млн га (45%). За 6 месяцев 2005 г. там случилось 1518 пожаров, на общей площади 1206 га, принесших убытков на сумму около 2 млн грн. Из них 90% — по вине людей. Основная причина — неосторожное поведение с огнем.