Выпуск газеты Сегодня №157 (2099) за 16.07.2005
МАДОННА И ЕЕ ПЯТЫЙ РЕБЕНОК
— Что вас вдохновило на создание иллюстраций к "Лотсе Тугому Кошелю"?
— События разворачиваются в Италии в эпоху раннего барокко, и я проделал огромную работу, чтобы как можно точнее представить это время. По совету Мадонны я посетил Сиенну и изучал работы мастеров Голландского золотого века. В некоторых рисунках можно уловить намек на Геную, где я останавливался у друзей во время моей творческой поездки. "Музей Виктории и Альберта" в Лондоне также служит мне постоянным источником вдохновения. Кроме того Мадонна присылала мне рисунки своих детей, чтобы я мог использовать их для иллюстраций. Я слушал музыку, написанную в те времена, что тоже помогло мне отгородиться от внешнего мира и погрузиться в создание нового. Во время работы над книгой у меня создавалось впечатление, будто история складывалась кем-то другим, а мне лишь предстояло открыть детям дверь в этот мир.
— У вас есть любимые иллюстрации в книге?
— Мне нравятся все и некоторые по-настоящему трогают меня. Особенно мне кажется интересным оформление странствий Лотсы по древнему городу, где обрамляющие страницу рамки и завитки как бы совершают путешествие во времени — от барочного стиля к готическому, подчеркивая таким образом соотношение пространства и времени.
— Мадонна часто вмешивалась в процесс?
— С самого начала у нас возникло полное взаимопонимание. У Мадонны особое зрительное восприятие, которое позволяет ей видеть не только внешнюю сторону вещей, — это заметно облегчает работу. Мне предоставили большую свободу в выборе ракурсов и подходов. Я всегда считал, что все, чем занималась Мадонна, получалось у нее хорошо. Ее страсть и целеустремленность могут быть примером. Работая с ней, я просто лучше узнал ее как человека, она стала для меня более реальной.
— Вы родились в живописном Мозамбике — яркое детство отразилось на творчестве?
— Мои детские фантазии были наполнены животными из африканского эпоса, ходившими и разговаривавшими, как люди. Подростком я уехал учиться в Португалию, а потом несколько лет жил то в Португалии, то в Мозамбике. Наверное, существование в противоположных культурах дало мне европейский склад ума и африканскую душу — надо сказать, они неплохо уживаются! В последнее время я стал особенно интересоваться творчеством Караваджо и художниками из других стран, которые писали в схожей манере. Во время работы над "Лотсой Тугим Кошелем" я довольно часто обращался к работам этих мастеров, анализируя их лаконичную и выразительную манеру, умение создать драматизм и атмосферу.
— В ваших иллюстрациях к "Лотсе Тугому Кошелю" много юмора.
— Дети — очень мудрые создания, и я постарался открыть для них двери к каждому слову и каждой мысли, а также подчеркнуть тот юмор и поэтичность, которыми наполнена эта история. Кроме того в иллюстрациях присутствуют культурологические аллюзии и игра смыслов. Например, мышь с крылышками, стоящая на золотом шаре и держащая в лапах кубок и уздечку, изображает Немезиду.
— "Лотса" — единственная из пяти книг Мадонны, где главные герои представлены в образе животных. Сложно было придать им человеческие черты?
— В моем портфолио имеется несколько фотографий бархатной скатерти, которую я расписал изображениями антропоморфных животных. Эти фотографии понравились издателю Николасу Кэллоуэю, и он предложил создать облик персонажей книги "Лотса Тугой Кошель" в подобном стиле. Мне безумно понравилась эта идея, я всегда любил животных (в детстве у меня были попугай и белка, которых я носил за пазухой).
— Работая над одной картиной, отдаете все свое время ей или позволяете себе принять и другие предложения?
— Мне нравится работать над несколькими проектами одновременно, это помогает мне каждый раз свежим взглядом оценивать свои картины.
— Что вы посоветуете молодым художникам?
— Если вы сомневаетесь в правильности того, чем вы занимаетесь в данный момент, — это нормально. Но никогда не забывайте о том, чем вам точно нравится заниматься.
ДОСЬЕ
Руи Паэс, португальский художник, родился в Мозамбике в 1957 году, сейчас живет в Лондоне и Саффолке. Учился в школе изобразительных искусств в Опорто и получил степень магистра в Королевском колледже изобразительных искусств в Лондоне. Работы Паэса, включающие в себя роспись стен и декорации к театральным постановкам, представлены в частных коллекциях по всему миру, в том числе и в музее Мункебаккен в Осло. "Лотса Тугой Кошель" — его первый опыт работы над детской книгой.