1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №159 (2101) за 19.07.2005

"ЕДИНОЕ ОКНО": ВЗГЛЯД ИЗ РЕГИОНОВ

Продолжая тему "единых окон" регистрации предпринимателей, которые, напомним, согласно распоряжению президента должны были повсеместно начать работать с 1 июля, "Сегодня" решила выяснить: проще ли стало потенциальным бизнесменам узаконить свой статус не только в Киеве, но и в регионах. Оказалось, волю главы государства выполнили не везде, а там, где выполнили, проблемы тоже есть.

ДНЕПРОПЕТРОВСК: "ЗАКОН — ТАЙГА"

В Днепропетровске каждый будний день с 8 до 17 часов желающих открыть свое дело в "едином офисе" ждут специалисты 25 разрешающих служб. А если кто и не ждет, тех срочно вызывает на место администратор. Чаще всего люди обращаются за разрешениями на открытие торгового объекта и заключениями СЭС. Судя по цифрам в журнале приема, число посетителей растет в геометрической прогрессии: больших очередей пока нет, но скоро они появятся. Это беспокоит будущих бизнесменов, хотя они и довольны тем, что теперь все инстанции вместе. Впрочем, и тут есть скептики: дескать, раньше Пенсионный фонд давал справку сразу, а теперь за ней надо ходить дважды. И хотя никто не запрещал выдавать документы там, где и раньше, есть жалобы на то, что теперь из фондов всех гонят в "единый офис". В общем, днепропетровский "единый офис" на наезженную колею еще не вышел. Самое интересное, что работа "единых окон" не урегулирована в законодательном поле.

— Закон о разрешительной системе, в котором четко расписано, как должны работать "единые окна", принят только в первом чтении, — говорит начальник Днепропетровского горуправления по вопросам предпринимательства и регуляторной политики Михаил Лысак. — А пока действуют многочисленные подзаконные акты, противоречащие друг другу. Самыми сложными и запутанными остаются архитектурно-строительные процедуры, работа БТИ, получение разрешения на земельный участок. Последний вопрос необходимо выносить на сессию горсовета три раза, и платить приходится три раза. И ждать от полугода до полутора лет. А за выделение участка, например, под киоск нужно уплатить до 8000 грн.

ДОНЕЦК: ДОЛОЙ "САМОСТИЙНОСТЬ"!

Летом 2004 г. на прохождение госрегистрации в Донецке в лучшем случае уходило около недели. Да и то по при условии, что все документы у бизнесмена принимали с первого раза. Участники регистрационной толкучки нумеровались, как в очередях в советские времена, приезжая в 6—7 часов утра. Теперь такого нет. Как заверяет начальник донецкого управления госрегистрации Виктор Чумаченко, работа полностью отлажена, и если документы правильно заполнены, регистрация юрлиц проводится в трехдневный срок. Хотя без эксцессов не обходится. Так, во время одного из выступлений В. Чумаченко перед бизнесменами, после его заверений о "трехдневности" регистрационных мучений, один из присутствующих заявил, что безуспешно пытается внести изменения в устав уже два месяца. По его словам, госрегистратор ввел ошибочные данные в систему, они были отправлены в Киев и там "зависли".

Впрочем, в деятельности донецкого регистрационого офиса есть и более серьезные проблемы. По словам г-на Чумаченко, из 200 тыс. донецких субъектов хозяйствования, которые должны пройти перерегистрацию до конца 2005 г., управлением госрегистрации донецкого горсовета зарегистрированы только 25 тыс. Напомним, что в соответствии с законом, все действующие субъекты предпринимательства должны пройти перерегистрацию до 1 января 2006 г. После этой даты госрегистраторы получат право обращаться в суд с исками об отмене регистрации предприятий, которые не уложились в срок.

Что же касается "единого окна", то предпринимателям по-прежнему приходится самостоятельно становиться на учет в налоговой службе, Пенсионном фонде и ряде других госорганов. По мнению Чумаченко, это связано с тем, что нормы закона о госрегистрации в настоящее время не стыкуются с ведомственными нормативами. Для урегулирования ситуации необходимо, как минимум, устранить эту ведомственную "самостийность".

ЭТО ЗАКОН ДЛЯ АМЕРИКИ, А НЕ ДЛЯ УКРАИНЫ

Единый регистрационный офис во Львове открылся в 2003 г. Действовал год, а потом работа в нем лишь тлела. Не все службы, задействованные в регистрации, считали нужным направить своего работника в "единое окно", больше всего проблем было с УМВД и налоговой. Сейчас ситуация наладилась. По словам начальника управления госрегистрации Владимира Дуды, посетителей немного — в разгаре отпуска. Наплыв наблюдался накануне 1 июля: спешили с перерегистрацией, так как кто-то распространил слух, что ее будут оформлять лишь до этой даты.

— В этом офисе предпринимателей хотя и быстро обслуживают, однако ощущается, что помещение слишком мало, — говорит Алиса Муратова из издательства "Центр Европы", которая пришла, чтобы перерегистрировать предприятие. Регистратор, который ее обслуживал, заметил, что в таких условиях тяжело не допустить ошибок. А вот о расширении пока нет и речи. Хотя городская власть могла бы предложить какой-то из фирм, соседствующих с регистрационным офисом, другое помещение. Но кто согласится убраться из самого центра города?

Регистратор физлиц Елена Довгань говорит, что за день обслуживает в среднем 45 человек. На днях она уйдет в отпуск, и ее работа ляжет на плечи коллег.

— Всего 10 регистраторов для Львова — это позор, — считает В. Дуда. — Их должно быть хотя бы 30, тогда решится проблема очередей. Еще 47 регистраторов работают в районах области, но больше они нужны все же во Львове. Судите сами: если в I квартале мы зарегистрировали 209 предприятий и 1204 физлиц, то в райцентре Броды — 1 и 56.

Работники "единого окна" ропщут на то, что многое приходится выполнять вручную, все еще полно бумаг и вынужденного "хождения по мукам". Хотя закон о госрегистрации предусматривает электронное прохождение документов, компьютеры и программы выходят из строя, а должности компьютерщика нет в штате. Руководитель единого офиса говорит, что закон написан, будто для Америки, а не для нашего государства...

В ОДЕССЕ НЕ ХВАТАЕТ ДАЖЕ ДИСКЕТ

Центр регистрации предпринимателей в Одессе располагается на улице Толстого, один на миллионный город. Люди занимают очереди с ночи, пишут списки. В понедельник и пятницу регистраторы работают с физлицами, три остальных дня — с юридическими. По два часа в день — с 10.00 до 13.00. Это если есть "свет". В тот день, когда наш корреспондент выяснял, как работает "единое окно", электричества не было, но народ от двери не уходил — а вдруг дадут. Информация о том, как правильно оформлять документы, только внутри здания, а туда еще надо попасть. Но даже попав на прием, редко кто оформлял все сразу: то форма не так заполнена, то не все документы принес. В толпе говорили, что если дать взятку в 100 грн., все сразу можно исправить на месте. А за углом есть как бы официальная фирма-посредник, которая оформляет все бумаги без предпринимателя, но стоит это намного дороже.

Но даже тот, у кого приняли документы, через три (в лучшем случае) дня получит только свидетельство о том, что он — предприниматель. А то, что предусматривается "единым окном" — постановка на учет во все фонды — не входит в услуги регистраторов. Все это делай сам, бегая из одного конца города в другой. То есть, "единого окна" как такового нет, хотя регистраторы сообщили, что они готовы к нему, а вот фонды — нет, ни технически, ни по программному обеспечению, ни материально — одних дискет сколько надо.

Почему такое положение? По штату всего 10 регистраторов, а фактически 5: кто болеет, кто в отпуске. За смену (2 часа) каждый может принять максимум до 30 человек физических лиц и не более 10 — юридических. Как сообщили нашему корреспонденту в горисполкоме, на ближайшей сессии должен решиться вопрос о выделении большого помещения для Центра регистрации, увеличится до 32 человек штат регистраторов.

КРЫМ — "ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ"

К контрольному сроку — 1 июля, в Крыму уже работало 19 офисов регистрации предпринимателей по принципу "единого окна". Создавали их без аврала, поэтому и отчеты перед президентом и правительством не имели особого резонанса.

— Воплощением этой идеи мы занимаемся уже два года, — рассказал начальник управления малого предпринимательства и регуляторной политики Минэкономики АРК Леонид Целищев. — Ведь "директива" появилась чуть больше месяца назад и за такой срок создать офис — ну, это несерьезно. Помимо простого обустройства, надо разработать положение, подписать меморандум между всеми задействованными в единой схеме учреждениями, оформить стенды, чтобы люди видели, какие документы необходимы. Так что мы 1 июля отчитались о работе без пафосных рапортов. Сейчас у нас из 14 сельских районов такие офисы есть в 13, остальные 6 — в городах. Помещения, как правило, выделяют местные власти в зданиях районных или городских госадминистраций. Еще в прошлом году по программе поддержки предпринимательства, утвержденной ВР Крыма, нам выделили 50 тыс. грн. и мы их по-братски разделили на 10 районов. На компьютеры с принтерами и сканерами хватило.

ВЫВОДЫ

Одни регионы в вопросах "единого окна" пока "раскачиваются", кивая на несовершенство законодательства, технические и финансовые проблемы. Но другие худо-бедно делают дело. Как говорится, кто хочет работать — ищет средства, кто не хочет — причину.
Людмила ВОРОНКОВА "Сегодня" (Одесса), Майк ЛЬВОВСКИ "Сегодня" (Крым)
Наталья БЕЛОВИЦКАЯ для "Сегодня" (Днепропетровск),
Леся СКИБА для "Сегодня" (Львов),
Валентин ХОРОШУН для "Сегодня" (Донецк)