1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №160 (2102) за 20.07.2005

ЧТО И КОГДА ПОЯВИТСЯ ВМЕСТО ГАИ?

Сегодня, скорее всего, мы узнаем, что стоит за строкой президентского указа о ликвидации ГАИ — госсекретарь Александр Зинченко обещал, что Виктор Ющенко подпишет его еще до отлета в Японию. Вчера же, пока решение не было формализовано, о его содержании можно было догадываться по комментариям высших чинов МВД.

О грядущем реформировании ГАИ еще в феврале нынешнего года заявлял Юрий Луценко. Подчеркнем: речь шла о реформах, но не о ликвидации, на чем позже, в марте, делал акцент и непосредственный куратор Госавтоинспекции, замминистра Владимир Рудик: "ГАИ будет преобразована в Государственную автопатрульную службу, выведем из подчинения МРЭО, дабы у начальников милиции не было карманных сотрудников ГАИ, которые зависят от них и местных властей". Замминистра с энтузиазмом рассказывал о разработке такой системы, которая исключала бы поборы на дорогах, коррупцию, взяточничество, кумовство, другие злоупотребления. И то, о чем говорил Рудик, фактически повторил Ющенко. Правда, с куда более жесткими, угрожающими нотками...

Что же придет на смену ГАИ? Юрий Луценко предполагает, что это будет Дорожная милиция. Министр считает, что ее сотрудники будут патрулировать межгородские магистрали, а в городах — работники ДПС (дорожно-патрульной службы). В эфире "5-го канала" глава МВД заявил, что новая ДПС будет создана в результате слияния нынешней дорожно-патрульной службы (структуры ГАИ) и ППС (патрульно-постовая служба). Функции ее сугубо регулирующие — останавливать автомобили для проверки сотрудники не станут, в отличие от работников Дорожной милиции.

МВД готово уже в 2005-м поставить на радары, измеряющие скорость автомобилей на трассе, приборы, фиксирующие каждый замер, чтобы в конце дня можно было увидеть, сколько раз сотрудник эту "фару" использовал, и сверить показатели с количеством составленных протоколов.

Министр подчеркнул необходимость решения на законодательном уровне вопроса взыскания штрафов с нарушителей дорожного движения не через суд, а самими сотрудниками милиции на месте происшествия (а ведь отказ от уплаты штрафов "наличкой" в свое время преподносился как мощный удар по коррупции на дорогах! - прим.ред.). По его словам, в таком случае, водитель сможет сразу уплатить штраф на месте или, если не согласен, обжаловать решение милиционера в судебном порядке.

"Сегодня" обратилась к людям, много лет проработавшим в органах внутренних дел, с просьбой поделиться своим видением — каким должно быть ГАИ.

Владимир Матковский, ветеран ГАИ, пенсионер: "Все новое — это хорошо забытое старое. В начале 90-х в структуре Госавтоинспекции создали самостоятельное подразделение Дорожной милиции. Просуществовало оно менее четырех лет, хотя, на мой взгляд, себя полностью оправдало. Это своего рода мини-райотдел милиции на трассе, чьи сотрудники наделялись правами от задержания нарушителей, расследования обстоятельств случившегося и вплоть до оформления и передачи материалов в суд. К сожалению, в конце 1997-го от идеи отказались, а зря. Пусть вдвое сократят штатную численность, но в пять раз увеличат зарплату тем, кто будет работать, да перевооружат в техническом плане, и увидите, как все изменится".

Петр Опанасенко, бывший замминистра внутренних дел: "К принятию каждого решения надо подходить взвешенно... Ну, пусть ГАИ ликвидируют, но вместо нее необходима другая структура, которая выполняла бы те же функции".

...Вчера многие гаишники на себе ощутили, сколь негативную реакцию вызывают они у сидящих за рулем. Проезжая мимо постов ГАИ, автолюбители вовсю сигналили, махали рукой, а некоторые адресовали сотрудникам милиции оскорбительные слова и жесты. Наверное, это выглядело обидно, возможно, несправедливо. Но — "маємо те, що маємо". Что заслужили, то получили?