1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №160 (2102) за 20.07.2005

РЫБАЛЬСКИЙ ОСТРОВ ПРЕВРАТЯТ В МАНХЭТТЕН, А ЦЕНТР СТОЛИЦЫ — В МУЗЕЙ

Глядя на форсированную застройку Киева и растущую в связи с этим волну народного сопротивления, многие наверняка задаются вопросом: почему вместо того, чтобы осваивать новые территории, уплотняется и без того тесное пространство старого города? Версий несколько, дескать, жить и работать в центре — это престижно, или что расширять кордоны столице мешает некая негласная война за землю с областью. А тут выплыла еще одна причина. Оказывается, по прогнозам статистиков, в расчетный период действия Генерального плана до 2020 года в столице не ожидается значительного прироста населения — всего до 2 млн 650 тыс. человек. Удивительно, но последняя перепись населения в 2001 году уже показала, что в Киеве живет 2 млн 611 тысяч человек, и это не считая нелегалов и "лимиты". Неужто за 15 лет добавится всего 40 тысяч? И именно исходя из этой спорной цифры основные силы направлены на "более эффективное использование уже освоенных территорий". Об этом шла речь на пресс-конференции главного архитектора Киева Василия Присяжнюка, посвященная перспективам застройки города.

СТРОЙКИ ПЕРЕМЕСТЯТСЯ В ПРИГОРОД

Конечно же, наряду с центром столицы градостроители имеют серьезные виды и на менее перспективные территории, входящие в городскую или пригородную зоны: Ходосеевку, Вышгород, Гатное, аэродром "Чайка". Сейчас 10% пригорода выполняют лишь промышленную и транспортную функции, в то время как стоимость земучастков в городской зоне постоянно растет. Невиданная роскошь. Поэтому поставлена задача разработать детальные планы территорий.

Согласно Генплану, до 2012 года существующие нормы жилплощади (18—20 кв. м на одного человека) догонят европейский уровень — 25 кв. м, а к 2050 году даже перегонят — до 35 м. За последние два года, если верить официальной информации, площадь одной квартиры в новом доме выросла в среднем в два раза. Но и это в 1,2—1,6 раза меньше, чем в Европе.

Центру Киева отведена особая роль. Как уже отмечалось, жилье по максимуму будет вытесняться на периферию, а на его место придут деловые и культурные центры. Так, в районе ул. Грушевского и Январского Восстания сосредоточится правительственный центр, на территории Львовской и Михайловской площадей — международные представительства, административно-деловые центры будут развиваться на Крещатике, Европейской, Бессарабской, Спортивной и Лыбидской площадях. Новые деловые центры финансового, информационного и торгового назначения появятся на Подоле, ул. Красноармейской, бул. Дружбы Народов, Московской площади. Большинство гостиниц также сосредоточится в центре города.

Теперь — о конкретных проектах. Владимиру Присяжнюку понравился вариант застройки территории станкостроительного концерна в районе железной дороги на Нивках, вдоль пр. Победы. Для сохранения производства оставят несколько корпусов, остальное — под жилье, торгово-развлекательные центры. Особенностью этого проекта является то, что он предусматривает перспективу развития прилегающей территории, в том числе парка "Нивки", который хотят соединить пешеходным мостом с будущими новостройками. Предусмотрят в комплексе и местечко для гостиницы, которая бы "перехватывала" поток туристических автобусов, разгружая центр. Все местные гаражи предлагается переместить к железной дороге.

ПРОЕКТ В $5 МИЛЛИАРДОВ

На Рыбальском острове рассматривается возможность возведения офисно-делового центра "Киев-Сити". Впечатление от макета — Манхэттен (небоскребы) или парусная регата на Днепре (форма зданий). Найдется здесь место и для большого зала искусств и небольшого храма. Сюда планируют отвести основные транспортные потоки благодаря новой дороге и, возможно, строительству железнодорожного вокзала, как на Караваевых Дачах. Осталось только найти спонсора. Общая площадь распланированной территории — 100 га, стоимость проекта — около 5 млрд долларов.

Интересна концепция развития Национального художественного музея Украины. Предусмотрено достроить законсервированный лет десять назад павильон по ул. Институтской, 3, реконструировать памятник архитектуры по ул. Грушевского, 6, и построить новую галерею по пер. Музейному, 10, 12, 12-а. Первому павильону отведут роль выставочного центра, в котором будет храниться коллекция произведений искусств ХХ—ХХІ веков. Он позволит производить обмен художественными и скульптурными шедеврами с другими странами, чего до сих пор у нас не было, поскольку ни один уважающий себя музей не рискнет выставить свои экспонаты в плохо проветриваемом и слабо охраняемой месте. За коллекцией древностей Киева останется здание на Грушевского, а галерея в Музейном переулке станет хранительницей раритетов XVII—XVIII веков и депозитарием, где будут проходить исследования и реставрация находок. Увенчает весь этот комплекс пешеходный мост, который соединит верхнюю ст. м. "Крещатик" с Городским садом.

А ПОТОМ ВОЗЬМУТСЯ ЗА ГАРАЖИ И "ХРУЩЕВКИ"

Разрабатывается также проект строительства нового выставочного комплекса по пр. Глушкова с реконструкцией существующих павильонов. Опять-таки предусмотрены гостиницы, офисы, парковки, новый центральный вход, более совершенная транспортная развязка. Особое внимание обещают уделить озеленению. Не обделят вниманием и Ледовый стадион. После завершения проект, кстати, обещают представить на суд общественности.

Пример застройки ул. Богатырской — показательный в плане судьбы жестяных гаражей. По словам Владимира Федоровича, уже в следующем году, согласно распоряжению городского головы, в каждом районе должны быть построены как минимум два многоэтажных паркинга. Причем коммунального подчинения, чтобы цены устроили всех автовладельцев. Освободившиеся территории отдадут опять-таки под строительство домов. Кстати, на Богатырской таким образом появится дополнительно 200 тыс. кв. м жилья.

Судьба "хрущевок", как ни крути, тоже предрешена. Комплексно, выборочно ли, а их будут либо сносить, либо модернизировать. И в том, и в другом случае жителям придется переселяться. Как, например, в ситуации с двумя пятиэтажками на углу ул. Урицкого (рядом с Южным вокзалом). Сейчас утрясается вопрос с инвесторами, которые должны будут профинансировать строительство на месте старых домов современного высотного торгово-офисного комплекса. На вопрос, смогут ли жители получить квартиры в новом доме, главный архитектор ответил: "Смогут, если захотят. Но я бы, например, не хотел жить на вокзале."