1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №160 (2102) за 20.07.2005

ГОРЮЧЕЕ ПОДОРОЖАЛО НА 10—15 КОП., ДО КОНЦА ИЮЛЯ ПОДНИМЕТСЯ НА СТОЛЬКО ЖЕ

Подорожание бензина и дизтоплива, о неизбежности которого говорили нефтетрейдеры и независимые эксперты, началось. Единой позиции в правительстве касательно ситуации на рынке нет: первый вице-премьер Анатолий Кинах считает, что рост цен объективно обусловлен "скачком" нефти, министр же экономики Сергей Терехин причин для подорожания не видит. Но хоть сам рост цен на 10—15 копеек, надеемся, министр заметил?

Эксперты прогнозируют, что до конца июля горючее поднимется еще на столько же. При этом допускают, что в августе, в разгар уборочной кампании, возникнет дефицит, и ситуация может стать неконтролируемой.

НЕФТЕКОМПАНИИ: ЭТО ЕЩЕ НЕ ПРЕДЕЛ

После того, как в апреле Юлия Тимошенко обвинила нефтетрейдеров в монопольном сговоре, последние очень неохотно откликаются на просьбы спрогнозировать ценовую ситуацию на рынке. Понять их можно: опасаются, что, предсказывая подорожание, будут обвинены в искусственном нагнетании обстановки. Но зато если уж дают прогноз, то — кто бы сомневался — не ошибаются.

По словам президента нефтяной компании "Альянс-Украина" Петра Мирошникова, в июле стоимость нефти для украинских переработчиков поднялась с $310—320 за тонну до рекордных $350—360, то есть, на 12,5%. Учитывая, что в цене готовых нефтепродуктов 80—85% составляет стоимость нефти, в целом за июль горючее может подорожать на 10%. Процесс этот начнется во второй декаде месяца (как видим, уже начался), когда переработчики закончат продавать нефтепродукты, произведенные из более дешевого июньского сырья. Однако, по мнению П. Мирошникова, резкие ценовые колебания и дефицит исключены.

Подсчеты показывают, что мы имеем уже половину от "запланированного" июльского подорожания. В частности, средняя по стране розничная цена высокооктановых марок бензина поднялась на 10—15 коп./литр: А-95 — до 3,35—3,4 грн., А-92 — до 3,1—3,15 грн., настолько же "подскочило" дизтопливо — до 3—3,05 грн. Немногим уступает и низкооктановый бензин А-76 (80) — 2,85—2,9 грн. Начальник отдела по связям с общественностью ПИИ "ЛУКОЙЛ-Украина" Валерий Рясик считает, что к концу месяца А-95 поднимется максимум до 3,5 грн., А-92 — до 3,3 грн. Стоимость же "низкооктана" и дизтоплива прогнозировать сложнее, тут многое зависит от увеличения спроса со стороны аграрариев, которым эти марки горючего нужны для уборки урожая. Соответственно и рынок отреагирует большим или меньшим колебанием цен.

Остальные крупнейшие участники рынка воздержались от подобных комментариев. Однако все нефтепереработчики заверили автора, что сырья закупили достаточно, проблем с его поставками нет и нехватки горючего не будет. Это, разумеется, в июле: о видах на август покамест — никто ни слова.

ЭКСПЕРТЫ: ЗАГРАНИЦА НАМ НЕ ПОМОЖЕТ

По мнению исполнительного директора Консалтинговой компании ЮПЭКО Сергея Куюна, нефтетрейдеры сейчас действительно не могут строить планы на август, в частности, из-за того, что не знают, почем будет сырье и сколько они его смогут закупить. Дело в том, что правительство месяцами задерживает нефтекомпаниям возмещение НДС за экспорт произведенного в Украине горючего, долги исчисляются сотнями миллионов гривен. Это приводит к сокращению оборотных средств, возможностей закупать нефть и, естественно, уменьшению ее переработки. Между тем, сезонный спрос растет, в будущем месяце он достигнет пика, и если к этому времени переработка рухнет, то к концу августа вполне возможен дефицит бензина, а тогда уже цены взлетят намного выше, чем сейчас. При этом в Литве и Белоруссии для нас может физически не найтись достаточных объемов горючего: экспорт крупных партий там расписывают заранее, так что в кризисной ситуации заграница не поможет. До конца июля, считает эксперт, опасаться нечего, "потолок" цены для А-95 — 3,5 грн., но с учетом переходных запасов горючего он вряд ли подорожает больше, чем до 3,4—3,45. И такая цена позволяет с выгодой импортировать бензин, зарабатывая 25—30 коп./л.

А вот директор Научно-технического центра "Психея" Сергей Сапегин утверждает, что сейчас импортировать горючее уже невыгодно, для рентабельных заграничных поставок цены бензина в рознице должны быть на 15—20, а на дизтопливо — на 25—30% выше нынешних, ведь на мировых рынках "солярка" идет практически по цене "высокооктана". "Ситуация на рынке очень нестабильная, — говорит эксперт. — Мы входим в период пикового повышения спроса, население и аграрии в августе потребляют максимум горючего, а запасы его на нефтеперерабатывающих заводах угрожающе сократились. Вскоре спрос может превысить предложение, и тогда неизбежен дефицит и резкий рост дороговизны. Как показал майский кризис, в период дефицита государство включает регуляторные механизмы с опозданием, а ограничение цен только усугубляет ситуацию".