1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №166 (2108) за 27.07.2005

"БОИМСЯ, ЧТО МУЖ ПОТЕРЯЕТ РАБОТУ, А МЫ ОКАЖЕМСЯ НА УЛИЦЕ"

Скоропалительная ликвидация ГАИ по-прежнему на слуху. Одни откровенно радуются: домахались, стяжатели, досвистелись! Другие жалеют ребят. Дескать, такие же люди как все, а если и берут, то куда меньше чиновников. Как мы уже писали, пока готовится реорганизация, служба работает в прежнем режиме. Корреспондент "Сегодня" решил выяснить, как ощущают себя в такой ситуации рядовые сотрудники, а заодно познакомиться с жизнь и бытом "человека с полосатой палочкой". Поэтому встречи происходили в домашней обстановке.

Обратившись в дорожно-патрульную службу УГАИ ГУ МВД Украины в Киеве, я узнала, что регулируют дорожное движение в столице в основном неместные. И не удивительно: коренной киевлянин, зная цену столичной жизни, вряд ли согласится пойти на зарплату в 700-800 гривен.

— Управление предоставило нашим сотрудникам общежитие, расположенное недалеко от станции метро Лукъяновская, — рассказывает командир полка ГАИ Валерий Комышной. — Тут — 100 комнат, в 46-ти из которых живут семьи, а в 66-ти — холостяки.

Проживание в таком пятиэтажном здании стоит сравнительно недорого. Семьи платят за комнату 50 гривен, а неженатые хлопцы — около 15. На каждом этаже есть своя кухня, душ и туалет. За их состоянием следят сами обитатели "общаги". Меблировка кухни — тоже дело общее. Кто что смог, то и притащил. Одни от родителей перевезли тумбочки, шкафы, кухонные столы, другие пожертвовали на комфорт часть заработка. В общем, получилось уютно. Холодная и горячая вода подается без сбоев, так что в этом смысле жаловаться не на что. Комнатушки размером в 14 квадратных метров обустраиваются тоже самостоятельно. Почти в каждой хозяева приобрели мебельный гарнитур, большую кровать ( в некоторых ещё один маленький диванчик) и обязательно телевизор.

Людей в обычный будний день тут немного — работают. Но некоторых я всё же застала и напросилась в гости.

Олег и Лариса Байда живут в общежитии уже 12 лет. Он — замкомандира батальона, она — работница типографии. Родом молодая пара из Житомирской области. Отслужив в армии, Олег женился и переехал жить к брату в Киев. Тут ему и предложили пойти на службу в Госавтоинспекцию. Сначала регулировал дорожное движение, потом пошёл на повышение, дослужившись от сержанта до майора.

— Мужа вижу очень редко, но отношусь к этому с пониманием, — откровенничает Лариса. — Рабочий день у Олега начинается с 7 утра и продолжается до позднего вечера. Пока не дождусь Олега с работы, не ложусь спать, хоть глаза совсем слипаются. Переживаю за него, вижу как тяжело и радуюсь, что несмотря ни на что, Олег остается добрым, веселым человеком, внимательным мужем и отцом.

Маленького сына, родившегося 5 лет назад, назвали в честь папы. На протяжении всего моего общения светловолосый Олежек от него не отходил.

— Соскучился, — говорит Олег-старший так, будто в чем-то оправдывается.

Зарплаты для содержания семьи, по словам Ларисы, катастрофически не хватает. Олег сначала, как обычный автоинспектор, получал 700 гривен, жена — 400. Но и это, казалось бы, не конец света, если бы вскоре, через два года после рождения ребёнка, семью Байды не постигла беда.

— У мальчика обнаружили порок сердца, — говорит Лариса. — Мы знали, что нужна срочная операция, но денег на неё не было. Обращались в разные государственные органы, и все зря. Это были тяжёлые дни: жить, зная, что сын смертельно болен, а мы ничем не можем ему помочь. Спустя некоторое время руководство ГАИ изыскало средства для Олежки, и мы очень благодарны за это. Да и коллеги мужа нас всё время поддерживали, переживали.

Сейчас, живя в маленькой комнатушке, семья Байды беспокоится уже о другом — как бы ее главе не потерять работу, а семье не остаться на улице.

— Мне просто некуда идти, — говорит Олег. – Я отдал службе столько лет жизни, что теперь даже не представляю, как может быть иначе.

Ещё одна семья, живущая в соседской комнате, оказалась тоже родом из Житомирщины. Чуян Юрий и Галина встретили очень приветливо. Юрий — старший инспектор дорожно-патрульной службы, получает около 800 гривен. Эти деньги полностью уходят на содержание двоих детей: восьмилетней Верочки и полуторагодовалого Виталика.

— Я не думаю, что после подписания Указа что-то изменится, — рассуждает Юрий. — Разве что название. Ведь дороги кто-то должен контролировать. В противном случае последствия могут быть непредсказуемы.

Есть у Юрия ещё и брат-близнец, который тоже служит в ГАИ.

— Когда мы на разных участках стоим, водители просто пугаются, — смеется Юрий. — Говорят: "Как это? Я ж пару минут видел вас в совсем другом месте!"

За 10 лет службы у братьев Чуян масса наград и поощрений. По словам Юрия, с этой работой его связывает так много, что об увольнении даже думать не хочет.

Последней точкой моего пребывания в общежитии стала комната, где живут три холостяка. Предположение, что увижу типично неубранную холостяцкую "нору", не оправдалось. Комната оказалась чистой и светлой с большим цветным телевизором. Дома находился только Андрей Коваленко, остальные были на службе. Андрей родом из Черниговской области, в ГАИ три года — срок еще небольшой. Парень рассказал, что попал в Госавтоинспекцию случайно и ни капли об этом не жалеет. К родителям ездит два раза на месяц. Зарплаты пока хватает, ведь жильё есть, а о создании семьи еще не думает. Рановато. Убирают и готовят кушать хлопцы по очереди, а отдыхают когда как. Иногда сходят в кино, театр, но в основном проводят свободное время возле телевизора — так дешевле.

В разговоре коснулись и основной причины, по которой власти решили расформировать ГАИ, — взяточничества. Все мои собеседники признают его наличие, но в один голос заявляют, что радикальные меры не изменят положение. Да, возмущения по поводу того, что гаишники берут взятки, оправданы. Но стоит задуматься и о том, почему человек рискует служебным положением. Ведь прокормить семью в Киеве на 700 гривен практически нереально.

— Все смотрят на эту проблему с одной стороны. Но ведь есть и другая. Человек и в дождь, и в снег, и в жару , и в мороз выходит на улицу и следит за безопасностью на дорогах, — говорит начальник отдела профилактики Управления ГАИ в Киеве Евгений Кравец. — Это тяжёлый труд, который должен соответственно оплачиваться.

На фоне неуверенности в завтрашнем дне некоторые сотрудники ГАИ подумывают об уходе со службы, переходе в другие структуры. Уже сегодня в столичной Госавтоинспекции не хватает около 100 человек, а из тех, что остались, больше половины со стажем работы всего около 3 лет.

... Тем временем ситуация на дорогах после президентского решения об "убийстве" ГАИ отнюдь не улучшилась, скорее наоборот. Нарушений море, стражей порядка никто не боится. По словам гашников, одни насмехаются и матюкаются им в лицо, другие крутят фиги, третьи просто не останавливаются ни на какие жесты. Но есть и такие, говорит Олег Байда, которые сочувствуют, мол, "Держитесь, ребята!".


А В ЭТО ВРЕМЯ
В день, когда материал готовился к печати, в столице было зафиксировано 135 нарушений правил дорожного движения и 12 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадало 16 человек и один погиб. Эта трагедия произошла на 7-м километре Броварской трассы: автомобиль, мчащийся на большой скорости, насмерть сбил человека и скрылся. А за выходные в Киеве произошло 26 ДТП, 4 человека погибли, тогда как обычно в выходные дни количество аварий не превышает 3—4-х. Есть мнение, что это связано с изменениями в ГАИ, ставшими "зеленым" светом для недисциплинированных водителей.