1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №166 (2108) за 27.07.2005

ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ "БУРЕВЕСТНИКА"

Это случилось 70 лет назад. В небе над Москвой произошла грандиозная катастрофа: во время показательных выступлений самый большой (на то время) в мире самолет "Максим Горький" столкнулся с другим летательным аппаратом, пилотируемым Николаем Благиным. Обе машины рухнули на землю... Погибли несколько десятков пассажиров.

КАК ИЗ "МАКСИМКИ" ВЫРОС "МАКСИМ"

Инициатором создания такого воздушного гиганта стал известный журналист и писатель Михаил Кольцов. Он выступил в прессе с идеей: давайте, мол, сконструируем своеобразный летающий политпросветительский клуб. Пусть он, забираясь в глубинки, привозит туда свежие фильмы, печатает в полете газеты и листовки, станет передвижной радиостанцией. Идея пришлась всем по душе, особенно тогдашним партийным боссам. Предложение вызвало, как говорили тогда, грандиозный энтузиазм — тысячи людей не без давления переводили на открытый счет свои средства. Вскоре было собрано более шести миллионов рублей. За создание агитсамолета "Максим Горький" взялся известный авиаконструктор Андрей Туполев.

Это был восьмимоторный гигант АНТ-20, весивший 42 тонны! Общая мощность его двигателей составляла 7 тысяч лошадиных сил, а дальность полета — 2400 километров. В самолете размещались: две кинопроекционные установки, редакция газеты, наборный цех и типография, мощные широковещательные репродукторы, их еще называли "голос с неба", фотолаборатория. А еще: каюты, буфет и столовая на 70 человек персонала.

НА НЕМ ЛЕТАЛ ЭКЗЮПЕРИ

В апреле 1934 года завершенный самолет торжественно вывезли на аэродром, и начались его летные испытания, которые вел один из лучших и опытнейших летчиков — Михаил Громов. А уже в праздник 1-го Мая "Максим Горький" в сопровождении истребителей показался в московском небе.

В это время в Москву с официальным визитом прибыл министр иностранных дел Франции Пьер Лаваль. В его свите были журналисты: Анри Роллен ("Тан"), Женевьева Табуи ("Эвр"), Габриель Перре ("Пари-суар"). Самые восторженные отклики о самолете-гиганте сообщил в прессу Франции летчик, будущий писатель Антуан де Сент-Экзюпери. На нем он летал в качестве пассажира...

На другой день (а это было воскресенье) на борт самолета поднялись работники Центра аэрогидродинамического института (ЦАГИ), участвовавшие в строительстве "Максима Горького". Некоторые специалисты взяли с собой жен и детей. Из них шестеро — от 8 до 15 лет...

Когда посадка завершилась был дан приказ о старте. В воздух машину подняли летчик-испытатель ЦАГИ Николай Журов и летчик эскадрильи им. Максима Горького (существовало и такое авиаподразделение) Иван Михеев. Как всегда, рядом с ним находился старший бортмеханик Сергей Матвиенко. Кстати, наш земляк — родом с Харьковщины (село Яблочное). С Иваном Михеевым Сергей налетал свыше 500 000 км. Но, увы, первый "прогулочный полет" закончился для этих воздушных асов катастрофой. Летчик Николай Благин, сопровождавший "Максима Горького" на И-5, стал выполнять пилотажные фигуры вокруг его крыла и врезался в него в месте среднего мотора. Удар был сильным.

Гигант накренился вправо, от него отлетели черный капот и куски врезавшегося самолета. Он пролетел по инерции еще 10—15 секунд, крен все увеличивался, и самолет начал падать на нос. Затем оторвалась часть правого крыла, отлетела часть фюзеляжа с хвостом, самолет пошел в отвесное пикетирование и перевернулся вверх шасси... Упал он недалеко от поселка "Сокол". Под его обломками погибли одиннадцать членов экипажа и 36 пассажиров.

ДВЕ ВЕРСИИ КАТАСТРОФЫ

Существовало две версии причины трагедии. Первая: Благин слыл летчиком-хулиганом. Он, якобы, завидовал славе Чкалова и в тот день хотел показать, что и он "не лыком шит", вот и нарушил приказ одного из руководителей полетов (знавшего его слабость к лихачеству), который приказал ему не выкидывать никаких "фокусов". Но если руководство знало о таких "грехах" Благина, почему оно послало на такое ответственное задание летчика-хулигана? Об серьезности задания предупреждал Благина и командир экипажа "Максим Горький" Николай Журов.

Вот что писала об этом газета "Правда" семьдесят лет назад, точнее, это выводы комиссии по расследованию авиакатастрофы: "...Таким образом "Максим Горький" погиб от недисциплинированности летчика, от того самого озорства, которое еще раз и столь ужасным образом показало, какой неисчислимый вред оно может причинить."

Но есть и вторая версия случившегося: Благин накануне полета получил указание — для большего эффекта "крутануть" мертвую петлю вокруг крыла гиганта. Говорят, поэтому перед полетом он был удручен, ибо понимал всю опасность такого трюка.

Увы, самолет, который не имел аналогов в мире, разбился. И в истории с катастрофой так и не была поставлена точка, то есть, не определена истинная причина трагедии (впрочем, как и в других ЧП в советские времена). Проще всего было списать утерянные жизни на человеческий фактор и лихачество. Но ведь были попытки создать похожий летательный аппарат. Например, в США создали самолет похожего типа. Но американская конструкция оказалась несовершенной. Машина, построенная на заводах Форда, так и не смогла оторваться от земли...

ТАРАН ИЛИ МЕСТЬ?

Есть еще одна, малоизвестная версия, объясняющая причину гибели "Максима Горького", — политическая. В 90-х годах прошлого века один из читателей газеты русских эмигрантов "Возрождение" сообщил, что перед тем, как таранить флагман агитэскадрильи им. Максима Горького, летчик Николай Благин написал обращение, которое было опубликовано в варшавской газете "Меч". Редактор этой газеты гарантировал подлинность обращения. В нем летчик-камикадзе, как оказывается, критикует всю социалистическую систему, тогдашних правителей и страну в которой "так вольно дышит человек".

Вот один из абзацев якобы предсмертного обращения Благина: "Братья и сестры, вы живете в стране, зараженной коммунистической чумой, где господствует красный, кровавый империализм. Именем ВКП (всероссийская коммунистическая партия) прикрываются бандиты, убийцы, бродяги..." Он призывал уничтожить всю эту нечисть. Кстати, во вступлении к "завещанию" говорится, что оно было "широко распространено в красной столице Москве". Однако ни один ветеран авиации, с которыми знаком автор материала, об этой версии не слышал.

Впрочем, предпосылки для такого поступка у Николая Благина были. Родом он — из дворянской семьи. Отец — полковник царской армии. Возможно, это была месть за гибель семьи под катком массовых репрессий. Хотя, последнее достоверно неизвестно.

Николай начал учебу в кадетском корпусе, а после революции собирался пойти в реальное училище. Правда, в октябре 1918 года добровольцем вступил в Красную Армию, хотел стать летчиком. Вскоре поступил в ряды РКП(б), несмотря на то, что имел дворянские корни. Летом 1920 года Николай Благин заканчивает теоретические курсы авиации при Дивизионе воздушных кораблей "Илья Муромец", затем — Московскую школу авиации и Высшую школу военных летчиков по классу "истребитель". Он был специалистом широкого профиля — умел летать как на бомбардировщиках, так и легких самолетах.

Дальше — обычная служба военного: переводы, переезды, назначения. Правда, личные пристрастия все же приводят его в желанную "гавань": сначала он становится инструктором 1-го разряда в Научно-испытательном институте ВВС РККА, а потом переходит в ЦАГИ, где становится одним из ведущих летчиков-испытателей новых туполевских самолетов.

Словом, приход Благина в ЦАГИ нельзя считать случайным. С детских лет и в юности он был склонен к изобретательности. В ЦАГИ Благин проводит ряд испытаний авиационной техники и вооружения, в том числе тяжелого бомбардировщика ТБ-1 со стартовым пороховым ускорителем. Не оставляет он и творчество: из девяти поданных им заявок пять получили авторские свидетельства.

То есть, Николай был обычным человеком, развивающимся без признаков суицида или депрессии. Конечно, грамотный, многозначащий авиатор не отмалчивался на счет политической ситуации в стране. Как и все, вел осторожные разговоры "на не те" темы в кругу семьи и с близкими друзьями. Родственники рассказывали, что он даже знал, кто среди знакомых приставлен к нему в качестве соглядатая от ведомства на Лубянке (сыщик, говорят, был компанейский мужик. Позже стал генералом. — Авт.)

Не мог Николай Павлович сознательно пойти на такое деяние. Неужели именно своих коллег-летчиков и членов экипажа, сотрудников ЦАГИ, вместе с которыми он создавал туполевские машины, их жен, детей, Благин выбрал в качестве жертв для своей политической акции? Ведь если бы ему очень захотелось отомстить, мог, например, сотворить кошмар во время одного из воздушных парадов на Красной площади, стать участником которых ему не составило бы особого труда.

ВСЕХ ПОХОРОНИЛИ В ОДНОМ МЕСТЕ

Как бы там ни было, но официальная версия, опубликованная в то время в газетах, возлагала всю вину на Благина. Но вот странно: урна с прахом "летчика-хулигана" сначала была выставлена вместе с другими в Колонном зале. Сам Сталин с Хрущевым и Булганиным стояли у этих урн в почетном карауле. Лишь потом их замуровали в стену Новодевичьего кладбища, и, опять же, урна Благина была помещена в одном ряду с другими. Как же так — убийца рядом со своими жертвами? Нонсенс!

И последнее. Если бы "завещание" было на самом деле, то уж опытные чекисты разоблачили бы "врага народа" по всем статьям. Как поступали с другими семьями "врагов народа". А тут жене и дочери Благина было выплачено единовременное пособие в размере 10 000 рублей, назначены персональные пенсии. Дочь без проблем закончила вуз... Через много лет вдову Благина ознакомили с текстом "завещания". Та только развела руками, заявив "Невозможно!" Скорее всего, это — идеологическая фальсификация, состряпанная за границей. Только непонятно, для чего ее озвучили спустя столько лет?

Многие вопросы в обстоятельствах этой трагедии остаются без ответа. Возможно, они еще до сих пор хранятся в архивах КГБ и КПСС. Пока же косвенные данные склоняются к версии, что Благин получил таки задание на "мертвую петлю", которая задавила "буревестника". Так что вполне допустимо, что первоклассный летчик, исполняя чиновничью прихоть, стал невольной причиной катастрофы, стоившей жизни десятков людей.