1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №168 (2110) за 29.07.2005

УКРАИНСКИЕ КИНОСТУДИИ СОЛЬЮТСЯ В ЭКСТАЗЕ В ОЖИДАНИИ ИНВЕСТОРОВ

Национальный союз кинематографистов Украины до недавних пор сохранял определенную лояльность к действиям Министерства культуры и туризма, однако вышел на "тропу войны", как только стало известно об очередных реформаторских планах Минкультуризма, на этот раз объединить пять киевских киностудий в государственное хозяйственное объединение "Концерн "Компания "Довженко-фильм".

Текст соответствующего приказа Билозир о создании концерна от 8 июля чиновники не разместили на сайте Минкульта, объяснив "Сегодня", что документ этот — рабочего характера и исключительно для внутреннего пользования. Но НСКУ, как заверяют его представители, никто и не думал предупреждать о готовящихся глобальных изменениях. Тем не менее, кинематографисты срочно раздобыли текст приказа, созвали журналистов и объявили, что намерены подать в суд на Минкультуризма, пикетировать министерство и полностью заблокировать его деятельность.

Сама Билозир на пресс-конференцию не явилась, прислав вместо себя первого заместителя Владислава Корниенко и Оксану Мельничук, отвечающую за связи с прессой. Пресс-конференция с первых минут превратилась в гневные обвинения Минкультуризма в "некомпетентности", "непрозрачности" и "келейности", которые лились на голову Корниенко с 4-х часов дня до 8-ми вечера. Ему было не по себе.

Суть новой идеи Билозир заключается в создании ГХО "Концерн "Компания "Довженко-Фильм" путем объединения Национальной киностудии художественных фильмов имени Довженко, Национальной кинематики, Украинской студии хроникально-документальных фильмов, Украинской киностудии анимационных фильмов и Национального центра Александра Довженко.

Исполняющим обязанности генерального директора ГХО министерство хочет назначить Тараса-Степана Михайловича Брыкайла (в НСКУ сообщили, что не знают Брыкайла, и его кандидатуру с ними не обсуждали. — Авт.). Управленцев нового концерна собираются поселить в офисы киностудии Довженко по адресу: проспект Победы, 44.

Руководителям вышеперечисленных киевских государственных киностудий следует в течение месяца провести инвентаризацию активов студий и передать концерну в качестве взносов имущественные права на недвижимость, закрепленную за этими госпредприятиями. Киноконцерн войдет в перечень объектов, находящихся в сфере управления Минкультуры.

Что касается денег на полную модернизацию оборудования и финансирование, в Минкультуризма надеются, что концерн будет существовать частично за счет госсредств, частично — за счет иностранных инвестиций, и именно объединение киностудий в концерн позволит увеличить их инвестиционную привлекательность. В то же время пока никто в министерстве не представляет себе, когда и в каких размерах эти инвестиции придут в Киев.

Содержание приказа раскритиковал первый заместитель главы НСКУ Владлен Кузнецов. Он заявил, что не понимает, зачем объединять киностудии и отбирать у них права на недвижимость, а также подверг сомнению эффективность киноконцерна, который чиновники видят единым технологическим комплексом кинопроизводства.

По мнению Кузнецова, нелогично объединять в такой комплекс разнопрофильные студии, занимающиеся выпуском совершенно разных фильмов: анимационных, документальных и игровых.

О несостоятельности юридической части приказа Билозир заявил адвокат Георгий Гинзбург, представляющий интересы НСКУ. По его мнению, приказ противоречит законодательству, издан Билозир с превышением полномочий и не соответствует постановлению Верховной Рады по итогам парламентских слушаний, посвященных развитию кинематографа в стране. Этот приказ не содействует развитию кинематографа, считает Гинзбург, и Минкульт не смог убедить кинематографистов в полезности концерна. Кроме того, чиновники вынесли решение, не собрав предварительно коллективы киностудий, чтобы объяснить им свои намерения. И именно из сотрудников киностудий было бы правильным создать комиссию по выработке устава концерна.

Также выяснилось, что ни один из директоров киностудий не давал письменного согласия на включение подведомственной ему студии в состав киноконцерна. При этом Корниенко продемонстрировал присутствующим якобы листок с их подписями, но Кузнецов заверил, что подписи ставились лишь под словом "ознакомился".