1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №169 (2111) за 30.07.2005

"ОДИН "СОЮЗ" НЕ СМОЖЕТ СПАСТИ АСТРОНАВТОВ"

Оптимистические прогнозы насчет "Дискавери" не подтвердились. Руководство NASA признало, что как минимум один кусок термоизоляционного покрытия топливного бака, отлетевший на старте, попал в крыло челнока. Вновь появился вопрос, привел ли удар к образованию в обшивке шаттла "смертельных" для него трещин. Как передает Би-Би-Си, изучение корпуса находящегося уже на орбите "Дискавери", проводят автоматические манипуляторы, и результат будет через неделю. Шаттл "Атлантис" уже готов выехать на стартовую площадку.

Своим виденьем ситуации с "Сегодня" поделился первый украинский космонавт Леонид Каденюк.

— На запуске "Дискавери" я, к сожалению, не был. Следил за его стартом по телевизору в прямой трансляции. Считаю, что для упреждения ситуации, возникшей с "Коламбией", надо было с самого начала использования шаттлов ввести в программу полетов обязательный осмотр состояния теплоизоляционного покрытия корабля после выведения его на орбиту. Конструкция корабля при старте испытывает огромные аэродинамические нагрузки. И понятно — все, что приклеивается (в данном случае термоизоляционная плитка), может отклеиваться. Подобного рода инспекция — это не проблема для современной техники. Их можно делать, как при выходе в открытый космос, так и с помощью бортовых манипуляторов, оснащенных телекамерами.

— Как удается россиянам избегать таких ЧП?

— У россиян конструкция корабля "Союз" принципиально отличается от американского космического корабля типа шаттл. Проблема спуска здесь решается другим способом. При спуске с орбиты космонавты находятся в одном из трех фрагментов корабля — в спускаемом аппарате, днище которого защищено специальным теплозащитным слоем, которые сгорает во время спуска. Само приземление "капсулы" происходит под куполом парашюта, который открывается на высоте 5 км. А шаттл садится самолетным методом.

— Может ли случиться, что американцы не смогут самостоятельно эвакуировать свой экипаж с МКС?

— Может. И тогда будут использованы российские корабли. Но они не готовы стартовать в ближайшие недели. На их подготовку уйдет много времени. Насколько мне известно, сейчас нет российского корабля, подготовка к старту которого бы велась. При этом в "Союзы" помещаются только три человека. Одного российского корабля для спасательной операции будет мало. Надо будет 3 корабля.

— Выдержит ли МКС долгое пребывание такого количества людей на борту?

— Чем больше людей, тем они могут быть меньше на орбите. Не могу сказать, на сколько рассчитана станция сейчас на пребывание такого количества людей. Еды и кислорода хватит, потому что российские "Прогрессы" периодически пополняют запасы на МКС (по последним сообщениям NASA, запасов воды, продовольствия, кислорода должно хватить на 50 дней. — Авт.). А насчет санузла точно не скажу. Я не думаю, что на сегодня это самая страшная проблема.

— Как вы думаете, что сейчас чувствуют астронавты на орбите?

— Я думаю, что каждый по-своему воспринимает ситуацию. И в данный момент они выполняют программу полета. Но астронавты — люди сильные, и каждый из них знает, что космический полет — это опасная работа. Одной из важнейших задач для них сейчас является правильная оценка обстановки, осмотр корабля и правильные выводы о степени готовности к спуску.

— Знаете ли вы кого-то из астронавтов, полетевших сейчас к МКС?

— Практическим всех. С командиром экипажа "Дискавери" Эйлин Коллинз был в одном отряде. Вместе работали, вместе занимались спортом. У нее это четвертый полет. Она сильная женщина, профессиональный летчик, опытный летчик-испытатель. Она готова выполнять все операции как командир экипажа, и, я думаю, с достоинством преодолеет возникшие трудности.