1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №170 (2112) за 01.08.2005

АВТОСТРАХОВАНИЕ: ВОДИТЕЛИ — БЕЗ ПОЛИСОВ, СТРАХОВЩИКИ — БЕЗ ПРИБЫЛИ

Продолжая отслеживать, как работает в Украине закон "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств" (ОСГО), "Сегодня" обратилась в Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ) с просьбой рассказать, что принесли страховщикам и автовладельцам первые семь месяцев с момента вступления закона в силу. В первую очередь интересовало, какой процент водителей за это время застраховался, сколько денег выплачено по полисам, наконец, какова прибыль страховщиков? А также, кто будет теперь проверять наличие полисов, если ГАИ "разогнали"?

Как оказалось, итоги деятельности страхкомпаний, работающих по ОСГО, подведены только за первое полугодие. Прибыль...0%. Как это могло получиться? Взглянем на диаграмму. Как видно, львиная доля из собранных 251 млн грн. пока не выплачена и находится в распоряжении страхкомпаний. Кстати, реально автострахованием в Украине занимаются 64 члена МТСБУ из более чем 100, входящих в эту организацию; при этом 10 крупнейших охватывают 69,46% этого рынка, на долю остальных 54-х приходится 30,54%. Выплаты пострадавшим в ДТП постоянно увеличиваются, но в относительном исчислении они пока составляют чуть более 1,1% сумм, вырученных от продажи полисов. Однако мировой опыт автострахования говорит, что после введения закона ОСГО эти выплаты растут в геометрической прогрессии. Такая тенденция наблюдается и в Украине: к примеру, по состоянию на апрель страхкомпаниями было выплачено 0,9% от собранного, на июнь — 1,1%, то есть, в 1,2 раза больше. Иными словами, ежемесячный прирост выплат составляет около 10%. Еще 3% от 251 млн грн. уплачено страховщиками в виде налога; 5% перечислено в Фонд защиты потерпевших, из которого выплачивают возмещение тем, кто понес ущерб от неустановленных транспортных средств; 20% предназначены для оплаты ведения дел, связанных с расследованиями ДТП.

Совсем другая картина наблюдается с приобретением полисов ОСГО. За полгода удалось застраховать 1,2 млн владельцев авто или примерно каждого седьмого. Напомним: в апреле полис имел только один из десяти. Но этого все равно мало для того, чтобы закон стал эффективно работать. Опять таки мировой опыт свидетельствует: для достижения эффекта от автострахования необходимо, чтобы охваченными им оказались 60% и более водителей. Однако после стремительного роста количества застрахованных, достигшего максимума на конец апреля, в мае наступил резкий спад. Он был вызван тем, что ГАИ (уже бывшая) не стала, как того требует закон, штрафовать за отсутствие полиса. В июне число застрахованных снова увеличилось. Объяснений этому два. Первое: необходимость у многих пройти техосмотр, для чего автовладельцы были вынуждены застраховаться хотя бы на 15 дней. Второе — начало сезона отпусков. Отправляясь на отдых на собственном автомобиле, люди "подстилали соломку", приобретая полис на 1—2 месяца.

Как скажется на автостраховании решение президента расформировать ГАИ? По мнению Антона Авдеева, помощника президента МТСБУ по связям с общественностью, проблемы могут возникнуть как у страховых компаний, так и у клиентов. "По закону именно Госавтоинспекция должна осуществлять контроль за нали­чием полисов. С другой стороны, ГАИ обя­зана выдавать справки о ДТП, которые не­обходимы для получения выплат. — говорит г-н Авдеев. — В пер­вое время, очевидно, будет определенное замешательство и непонимание — к кому обращаться в случае аварии, кто должен выдавать справки, выезжать на место про­исшествия и т. д. Но, думаю, упразднение Госавтоинспекции не причинит больших проблем страховому рынку. При ликвида­ции ГАИ не образуется вакуум, будет со­здана структура, которая станет ее преем­ницей. Указом президента предусмотрен переходный период — три месяца. До мо­мента полной реорганизации ведомства все функции ГАИ будут по-прежнему вы­полнять сотрудники этого департамента. Впоследствии на место ДТП станут выез­жать уже работники новой организации, которая будет отвечать за безопасность до­рожного движения".

Также А. Авдеев сообщил, что МТСБУ продолжает переговоры с Министерством внутренних дел. Их цель — добиться, чтобы милиция штрафовала за отсутствие полиса ОСГО хотя бы тех водителей, которые были остановлены за нарушение Правил дорожного движения.


ПОДСТЕЛИ СОЛОМКУ
За полгода страхкомпаниями продано почти 1,2 млн полисов ОСГО, в том числе 11% из них — льготным категориям населения.
Средняя цена — 209,52 грн. (льготникам — 67,88 грн.).
Сумма полученных платежей — 251 млн грн.
Выплачено по полисам — 3,6 млн грн.
Максимальная сумма возмещения по полису ОСГО за "железо" — 25,5 тыс. грн., за смерть или увечье — до 51 тыс. грн. Штраф за отсутствие полиса — 8.5—17 грн.