1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №170 (2112) за 01.08.2005

"АЛЬБАТРОСУ" ПОДРЕЗАЛИ КРЫЛЬЯ

Незадолго до Дня ВМС Украины, отмечаемого сегодня, наша газета опубликовала полемическую заметку "Военный флот нас не защитит?". И хотя в заголовке присутствовал вопросительный знак, из материала напрашивался неутешительный вывод — Военно-Морские силы переживают не лучшие времена.

Об этом "Сегодня" рассказали опытные специалисты: требующие ремонта корабли и суда простаивают у причальной стенки, подолгу не выходят в плавание, флот давно не обновлялся, программа кораблестроения в Украине отсутствует, боеготовность экипажей — ниже среднего. Писали мы и о том, что готовый к испытаниям корвет "Тернопіль", сошедший со стапелей завода "Ленінська кузня", морально устарел еще при закладке. С этим не согласился наш читатель Антон Починок, пригласив автора на предприятие, дабы убедиться в обратном.

И вот, не без проблем "пробив" разрешение, знакомлюсь с тем самым "Тернополем". Он относится к малым противолодочным кораблям класса "Альбатрос" проекта 1124М. Замечу сразу, такие МПЛК начали выпускаться еще при Союзе, 35 лет назад (вот вам и новье!). Кроме "Ленкузні", их изготавливали в Хабаровске и Зеленодольске. Всего спущено на воду около 90 кораблей. Предшественник "Тернополя" корвет "Луцьк" — в 1993-м.

Мой провожатый, главный строитель судов и кораблей завода, ответственный сдатчик этого заказа Леонид Бабак, рассказывает о своем детище с любовью и уважением:

— Предназначен для охраны водных рубежей державы, патрулирования и самостоятельного поиска подводных лодок, обеспечения противолодочной и противовоздушной обороны боевых кораблей и судов в море. Хорошо оснащен и вооружен, способен дать отпор вероятному противнику, отследить и уничтожить самолеты и низколетящие воздушные цели, например, крылатые ракеты, — вводит в курс дела Леонид Владимирович. — Мощная гидроакустика позволяет на значительном расстоянии идентифицировать и нейтрализовать субмарины, для чего используются глубинные бомбы, самонаводящиеся торпеды различных классов. Две скорострельные артиллерийские установки с автоматическим наведением, системы постановки пассивных помех, зенитно-ракетные комплексы делают "Тернопіль" грозным и практически неуязвимым...

Специальная краска, которой покрывают корабль, затрудняет его обнаружение средствами радиолокации — лучи рассеиваются и как бы скользят, огибая корпус. Коллеги Леонида Бабака добавляют, что из-за установленной на носу ракетно-боевой установки корабль этого класса натовцы прозвали "Одноглазым Гришей". Было это еще в разгар "холодной войны", однако и теперь, в мирных условиях сотрудничества с военными моряками стран Североатлантического блока, участия в совместных походах и учениях, к таким корветам сохраняется почтительное отношение.

В экскурсии по кораблю меня сопровождают прибывшие принимать "Тернопіль" члены экипажа капитаны третьего ранга командир боевой части (БЧ-5) Алексей Пащенко и замкомандира по гуманитарным вопросам Александр Мухлади. Они показали машинное отделение, газотурбинную и дизельные установки, главный командный пункт, куда будет стекаться и обрабатываться вся оперативная информация о воздушной, над- и подводной обстановке в районе плавания, КП электромеханической части, штурманскую, спускаемую гидроакустическую станцию, другие "навороты". Оба заверяли, что "Тернопіль" выгодно отличается от своих старших собратьев.

— Все так, — соглашается инженер-настройщик завода Юрий Головещенко, — но ни один предыдущий заказ не был столь сложным, как этот. — Пока его выполняли, все зубы потерял. Раньше на моем участке было 15 человек, а теперь нужно самому справляться.

Юрию Александровичу, чей стаж на предприятии 26 лет, вторит Людмила Коротя:

— Такого хлопотного корабля, пожалуй, на "Ленкузні" еще не было. Изменилась страна, порушились связи, и все пошло наперекосяк, но с Божьей помощью, думаю, сдадим и "Тернопіль".

Койки для сна и отдыха членов экипажа напоминают те, что в общих вагонах поездов. Мне показывают каюту командира, кают-компанию, камбуз, где четырехразовое питание морякам будут готовить два кока. Для улучшения условий обитания команды есть дополнительная холодильная провизионная установка, мини-холодильники "Ямаха", компрессоры обеспечат поддержание соответствующий микроклимат на борту. Заглянул и в блок с душевой — на случай, если против экипажа применят оружие массового поражения, тут же будет производиться дезактивация.

После путешествия по трюмам и палубам я спросил представителя заказчика Максима Маслакова, верно ли, что "Тернопіль" морально устарел.

— Нет, я так не считаю, — возразил собеседник. — Корвет готов в полном объеме выполнять поставленные перед ним задачи, а кое в чем даст фору даже новейшим кораблям НАТО. И аналогов ему нет...

Послушать моих провожатых — всем хорош "Тернопіль". Отчего же до сих пор не в строю? Ведь его спустили на воду более трех лет назад, в марте 2002-го, а передать военным морякам готовились в 2004-м. Однако финансирование прекратилось, и младший брат "Луцька", модернизированный, оснащенный более современным навигационным оборудованием, серьезным вооружением, по-прежнему томится в доке предприятия. Издалека этот "Альбатрос" чем-то неуловимо напоминает большую серую птицу с подрезанными крыльями.

Покидал я корабль со смешанными чувствами. С одной стороны, корвет необходим нашим ВМС, о чем и в эти дни немало говорилось военачальниками. С другой — нельзя считать нормальным, что строят его уже больше десяти лет, и даже сейчас не уверены, успеют ли сдать к сентябрю. Куча согласований, дыры в бюджете, прочее. Это ли по-хозяйски?

Накануне Дня ВМС в Киеве и Севастополе прошли различные торжества — собрания, концерты, спортивные состязания. Наш "Тернопіль" и этот праздник встретил подальше от людских глаз. На заводе услышал: "Слава Богу, хватило ума не порезать на металл".

А в самом деле — могли и порезать.