1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №171 (2113) за 02.08.2005

БЕНЗИНОВАЯ "ДЫРА"

После неудачной попытки правительства Украины отрегулировать цены на бензин, их "ползучим" подорожанием уже вряд ли кого-то можно удивить. Интересует другое: до какого уровня будут расти цены?

За месяц стоимость горючего на заправках увеличилась больше, чем на 10%, или на 30-40 коп. за литр. По данным Научно-технического центра "Психея", А-95 теперь в среднем по Украине стоит 3,54 грн./л, А-92 и ДТ почти сравнялись в цене: 3,35 и 3,25 соответственно, А-76 (80) перевалил за 3 грн — до 3,02 грн./л. В отдельных регионах она заметно выше, к примеру, в Киеве А-95 — 3,7—3,8 грн./л, А-92 — 3,40—3,50, А-76 (80) 3,05—3,10, ДТ —3,40—3,50. Министр экономики Украины Сергей Терехин полагает: розничные цены на нефтепродукты в Украине будут продолжать "вяло повышаться" вслед за ростом мировых цен на российскую нефть марки Urals. Внутренних факторов для повышения цен на топливо он не видит. Его коллега, министр топлива и энергетики Иван Плачков, заявил, что теперь у джобберов (торговцев, оптом закупающих нефтепродукты для дальнейшей реализации через сеть АЗС), есть выбор: если компании-производители нефтепродуктов в Украине начинают неоправданно поднимать цены на "горючку", то джобберы закупят импортную, благо, заградительные пошлины отменены.

Тем не менее, эксперты прогнозируют возможный дефицит нефтепродуктов. Директор НТЦ "Психея" Сергей Сапегин называет четыре основных фактора, влияющих на их стоимость:

— цена сырья, составляющая до 90% в окончательной стоимости нефтепродуктов;
— налоговое законодательство;—- наличие конкуренции на рынке;
— соотношение спроса и предложения.

По мнению г-на Сапегина, в августе—начале сентября наибольшее влияние будут иметь первый и последний фактор. Цена нефти для украинских НПЗ возрастет с августа, по сравнению с июлем, на 10% или до $396 за т, что приведет к подорожанию бензина также примерно на 10%. То есть, если на конец июля А-95 в среднем по Украине стоил в рознице 3,54 грн/л, то к осени он может вырасти до 3,8 грн., а в отдельных регионах: Киев, Крым - до 4 грн./л и более. Но это еще не все. Если в апреле-мае дефицит "горючки" в Украине составлял в пределах 100 тыс. т, и это вызвало временное исчезновение бензина из розницы или продаж ее только по безналу, то в сентябре г-н Сапегин прогнозирует "дыру" минимум в 300 тыс. т. светлых нефтепродуктов. Закрыть ее непросто: отечественные НПЗ работают без больших запасов, и в хранилищах России, Литвы и Белоруссии украинцев не ждет готовый бензин в таких количествах. Такой дисбаланс между спросом и предложением за последние годы наблюдается впервые. Но даже те нефтепродукты, которые удастся закупить, будут идти по ценам выше среднерыночных: импортеры не прочь заработать на наших проблемах и осуждать их за это нельзя.

Исполнительный директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн называет ситуацию с ценами на топливо труднопрогнозируемой. По его словам, из-за остановки на ремонт Дрогобычского, Херсонского и Одесского НПЗ дефицит бензина в Украине в августе составит порядка 140 тыс. т, ДТ — до 180 тыс. т. Пока нет информации, что Лисичанский и Кременчугский НПЗ переработают нефти больше, чем обычно, поэтому основной способ борьбы с нехваткой "горючки" — импорт. После отмены ввозной пошлины поставки нефтепродуктов в страну ритмичны, однако недостаточны, дабы устранить дефицит. Увеличить их намного в ближайшее время проблематично, у производителей все расписано наперед. К тому же стоимость импортного топлива весьма зависит от мировых цен на нефть, поэтому именно она будет определять уровень цен на бензин в Украине. Г-н Куюн считает: бензин у нас дорожает с опережением против его реальной стоимости: А-95 должен сейчас стоить максимум 3,5 грн./л. Эксперт не думает, что к концу августа цена достигнет 4 грн./л. Если это случится — только за счет психологического фактора: многие уже смирились с "круглой" цифрой.