1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №172 (2114) за 03.08.2005

БУМЕР ЗА "ТАК!" НЕ КУПИШЬ

Все никак не получается у президента и его окружения замять скандал вокруг доходов сына главы государства Андрея Ющенко. На днях масла в огонь подлил первый зам. главы Госналоговой администрации Украины Николай Катеринчук. Он обнародовал информацию о том, что всеми правами на политическую символику "оранжевой революции" обладает ни кто иной, как ...Андрей Ющенко. "Андрей Ющенко имеет авторские права на все политические бренды, которые использовались во время "оранжевой революции". Это к тому, что кто-то пытается считать доходную часть бюджета Андрея Ющенко", — заявил Николай Катеринчук, вероятно, надеясь, что таким образом он раз и навсегда объяснит общественности, откуда у президентского отпрыска средства на столь роскошную жизнь. Однако вышел неприятный конфуз. Значительная часть людей, стоявших на Майдане во время революции, была шокирована тем фактом, что "символы революции" записаны на некое физлицо — пусть и родного сына Ющенко. И более того — это лицо, если верить Катеринчуку, еще и какую-то копейку с этого имеет! Однако, как выяснила "Сегодня", на самом деле все еще печальнее. С логотипа "ТАК!" и прочих брендов "эпохи помаранча" Андрей Ющенко вряд ли заработал сколько-нибудь значимые суммы. И вряд ли заработает. Так что придется искать новое объяснение происхождению его доходов, а президентскому окружению — срочно успокаивать "оранжевую" общественность по поводу "приватизации" священных символов.

Николай Катеринчук рассказал, что он лично передал Андрею Ющенко и "ТАК!", и подкову, и многое другое после победы в третьем туре. "В момент проведения избирательной кампании наша символика должна была быть юридически защищенной от использования другими. Это было необходимо, чтобы не выпускалась продукция аналогичного вида, но с противоположным смыслом," — обьяснил он в интервью газете "Коммерсантъ". Ранее символика была зарегистрирована на самого Николая Катеринчука, поскольку именно он возглавлял в штабе юридический блок.

Теоретически Андрей Ющенко мог заработать на продаже сувенирной продукция с "оранжевой" символикой и логотипами "Так!". Производители по закону должны перечислять средства за ее использование. Однако, по мнению заместителя генерального директора ООО "Украинский Сувенир" Андрея Кононенко, вся эта продукция, которой торгуют на Майдане Незалежности, "левая", и в этом случае никто за авторские права не платит.

"Мы в свое время приобрели права на использование торговой марки "Евровидение" и официально продаем всю сувенирную продукцию, связанную с конкурсом. Однако мы никак не могли противостоять наплыву пиратской продукции, которая также использовала символику "Евровидения". Судиться в нашей стране на эту тему бесполезно, потому что отыскать производителя нереально. То же самое, я уверен, было и с символикой "оранжевой революции". Для своих магазинов мы брали ее у посредников. А на крупного производителя "левака" выйти практически невозможно," — сказал Андрей Александрович корреспонденту "Сегодня".

На вопрос, приобрел бы "Украинский Сувенир" права на "оранжевую" символику, чтобы выпускать легальную продукцию, Андрей Кононенко ответил отрицательно: "Они мне даром не нужны. Мода уже прошла, и подобные сувениры уже неактуальны".

Есть еще один путь заработать деньги — продать право на использование символов для какой-либо рекламной кампании. Например, "Жуй "Орбит без сахара" ТАК!". Однако, как сообщил "Сегодня" пожелавший остаться неназванным топ-менеджер крупной украинской продовольственной компании, отвечающий за маркетинг, он не стал бы ни при каких обстоятельствах покупать бренд "ТАК!" для использования в продвижении своего товара. "Мы работаем в общенациональном масштабе. В общенациональном же масштабе по-прежнему наблюдается раскол по отношению к Ющенко. Рейтинг доверия новой власти был чуть больше 50%, а рейтинг недоверия — более 30%. Сейчас ситуация наверняка еще хуже после всех скандалов с сыном Ющенко. То есть, используя в рекламе своего товара лозунг "ТАК!" и прочие символы "оранжевой революции", мы рискуем вызвать стойкую негативную реакцию на наш товар у трети потенциальных потребителей при весьма сомнительном успехе у сторонников Ющенко. Ведь многие из них могут также возмутиться использованием святых для них символов в коммерческой рекламе", — считает топ-менеджер.

Директор центра стратегического маркетинга и рыночных исследований группы компаний МDN Глеб Проненко в разговоре с нашим корреспондентом провел четкую грань между коммерческими и политическими брендами. "Понимаете, коммерческий бренд создается с целью продать товар, а политический — с целью привлечь голоса избирателей. Поэтому, если владельцами торговой марки "Кока-кола" станут другие люди, то напиток от этого вряд ли изменит свои качества, а если, к примеру Виктор Медведчук договорится с сыном президента об использованиии "оранжевой" символики и слогана "ТАК!", то это будет нонсенс, и в этом нет смысла",— сказал он. "Смысл может быть только в дополнительном коммерческом использовании символики, и здесь речь может идти о том, какая сумма отчисляется с каждого проданного экземпляра с указанными символами", — сказал Глеб Панченко.

Автор концепции всей "оранжевой" символики, ныне член президиума совета партии Народный союз "Наша Украина" Ярослав Лесюк также считает, что Николай Катеринчук погорячился, обьясняя богатство Андрея Ющенко дивидендами от волшебного слова "Так!". "Из этого невозможно сделать бизнес. Партия НСНУ не покупала свою символику у Ющенко, она взяла ее по его согласию. Я думаю, что все было запатентовано только с той целью, чтобы другие партии не использовали символику в своих целях. Если кто-то и зарабатывает на этом, меня это не очень волнует",— сказал он "Сегодня", добавив, что как автор символики, он совсем не против, чтобы сын президента пользовался правами на использование этого бренда. А пресс-секретарь главы государства Ирина Геращенко заявила, что регистрация символики избирательной кампании на семью Ющенко проводилась только с целью юридической защиты брендов, а не их коммерческого использования.

Эксперты в принципе не готовы оценивать коммерческую стоимость торговой марки "ТАК!" и всей сопутствующей ей символики. Владислав Каськив, владелец прав на символику другого революционного бренда — "Пора", считает, что вопрос коммерческого использования символики скорее морально-этический. В свое время мы приняли решение о том, что тиражировать нашу символику могут все, кто разделяет наши убеждения", — сказал он корреспонденту "Сегодня".

Однако, в принципе, не исключено, что когда-нибудь использование символики "оранжевой революции" сможет приносить владельцу реальные доходы. Например, если кто-то вздумает открыть ресторан "Так!", в котором будут подавать фирменные коктейли "Разом!" и "Нас не подолати!". По сообщению нашего корреспондента в Москве, адвокаты родственников покойного вождя кубинской революции Эрнесто Че Гевары предъявляли претензии руководству известного московского клуба, носящего имя "Че Гевара", именно из-за использования символики и имени.