1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №175 (2117) за 06.08.2005

НЕБЕСНЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ

На получение государственной премии в области науки и техники за 2005 год претендуют три разработки военного и двойного назначения украинского военно-промышленного комплекса. Все они по-своему уникальны.

СТОЛКНОВЕНИЯ В ВОЗДУХЕ

Ученые НИИ "Буран" создали систему отображения, предупреждения и предотвращения столкновений самолетов в воздухе. Сами они называют ее намного короче — СПС-2000. К сожалению, столкновение самолетов в воздухе происходит довольно часто. Все помнят ужасную авиакатастрофу, когда три года назад в небе Германии столкнулся пассажирский Ту-154, летевший из Мосвы в Барселону, и грузовой Боинг-757. 100 человек погибли, половина из них — дети... А вчера, 5 августа, над пригородом Сиэтла (США) столкнулись два частных самолета — "Сессна-152" и пятиместный самолет-биплан "Дихавиланд-Бивер". "Сессна" упала и пробила крышу местной начальной школы, в которой, к счастью, никого не было, поскольку там шел ремонт. Пилот и пасажир погибли на месте. А вот пять человек в "Дихавиланд-Бивере" отделались испугом и легкими травмами: после столкновения самолет-биплан сумел удержаться воздухе и совершил аварийную посадку на соседнем поле.

Международная организация гражданской авиации решила, что необходимо обезопасить пассажиров от таких аварий и установить на борту любого самолета аппаратуру предотвращения столкновений. И в 2003 году запретила самолетам летать без таких систем, поскольку к этому времени у американцев уже был такой прибор.

— Мы — вторая страна в мире, которая создала такую технику, — с гордостью рассказывает технический директор "Бурана" и один из разработчиков системы Алексей Косинский. — Наша страна была поставлена перед дилеммой: покупать системы — а одна стоит около 300 тысяч долларов — и попадать тем самым в зависимость от США, или создать свою.

Наша система существенно отличается от американской: она меньше, легче — всего 17 кг, да и дешевле! Объясняя, как действует чудо-прибор, Алексей Косинский провел параллель с автомобилем.

— Вот вы сидите за рулем машины, на которой установлен СПС-2000, — говорит Алексей Сергеевич, — Прибор быстро вычислил, какой транспорт возле вас, по какой траектории он движется, и выдал на экранчике самый оптимальный путь. После такого анализа пути столкновения с другими машинами просто сводятся "на нет".

Украинская система уже успешно работает на нашу, армянскую и азербайджанскую авиацию. Новые приборы установлены на Ан-12, Ан-26, Ил-76, Ту-154 и на новом Ан-140.

САМОЛЕТ-ШПИОН НЕ ПРОШМЫГНЕТ

Второй претендент на Госпремию — запорожский Научно-производственный комплекс "Искра", который разработал радиолокационную станцию 35Д6. Она осуществляет обзор воздушного пространства, определяет госпринадлежность летящего объекта, автоматически сопровождает цели и выделяет наиболее опасную. Комплекс способен обнаруживать низколетящие цели, прикрытые активными и пассивными помехами. Так что, будьте уверены — самолеты-невидимки и самолеты-разведчики над нами не летают. Такие станции Украина уже экспортирует.

И последняя разработка-претендентка на Госпремию — маскировочная конструкция для защиты военной техники и военнослужащих "Контраст" КМС, представленная Харьковским национальным университетом им. Каразина и Институтом автоматизированных систем Украинской академии. Наша "маскировка" не имеет аналогов в мире. За основу была взята обычная маскировочная сеть. Но вся суть в том, что обычная либо рассеивает, либо поглощает "щупальца" радиолокационных станций, а "Контраст", защищая объект, делает и то, и другое. Поэтому обнаружить танк, катер или человека становится практически невозможно. Она единственная может "спрятать" технику не только во время стоянки, но и в движени. Пробеги танка и маневры катера, с установленным на них комплектом "Контраст", проводились на различных, в том числе и максимально возможных скоростях, по пересеченной местности, в лесу и на море — в условиях 2—3 бального шторма. Так, было установлено, что танк Т-84 не распознается с помощью средств визуального наблюдения с расстояния более 500 метров.

Так что к концу года узнаем, какая из этих трех разработок получит Государственную премию в области науки и техники. В прошлом победила скандальная "Кольчуга".