1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №176 (2118) за 08.08.2005

ДАБЫ СЭКОНОМИТЬ НА БЕНЗИНЕ, ДОБАВЬ ГАЗУ

В последнее время к автомастерским, имеющим лицензии по переоборудованию бензиновых автомобилей в "гибриды", работающие еще и на сжиженном газе, выстраиваются очереди. Модернизацией своих авто занимаются, прежде всего, таксисты: им приходится много ездить, вложенные деньги ($350—400) "отбиваются" быстро, а дальнейшая экономия на фоне резкого подорожания бензина выходит существенной. Решился на подобный шаг и один из авторов, доработав на днях "под газ" свой новенький "Ланос".

Процесс переоборудования занимает, как правило, два дня. В первый устанавливают "железо". В багажник — газовый баллон, наиболее удобен тороидальный, то есть в виде "бублика" емкостью 40 л: его можно разместить вместо запасного колеса. Под капот ставят газовый редуктор, другое оборудование, монтируют проводку. Тумблер переключателя режима "газ—бензин" находится в салоне, перейти с одного вида топлива на другой можно без остановки двигателя. Но сначала надо заправить баллон небольшим количеством газа (около 10 л) и в той же мастерской, где происходила модернизация авто, проверить систему его подачи на предмет протечек и отрегулировать ее работу. Заправиться не проблема — это можно сделать на любой из многочисленных газозаправок, работающих круглосуточно.

Когда все отрегулировано, в мастерской вам выдадут индивидуальный сертификат и пакет других необходимых документов, ибо переоборудование машины необходимо зарегистрировать в ГАИ с внесением записи в техпаспорт. И все, можно ездить. В отличие от грузовых газобаллонных автомобилей, работающих на метане под высоким давлением, в легковушках используется пропан-бутан под давлением до 3 атмосфер, поэтому никакого специального обучения и допуска водителю не надо. Может возникнуть вопрос: а не становится ли такой автомобиль более взрыво- и пожароопасным, чем работающий на бензине? Специалисты утверждают: ни в коем разе. Баллоны и другое оборудование сертифицированы, и если где-то в системе газоснабжения появится протечка, сжиженный газ просто испарится. На свою работу фирма дает гарантию: обычно год со дня монтажа или 20 тыс. км пробега.

Остается последний вопрос: насколько это выгодно? Подсчитаем. Единовременные затраты на модернизацию возьмем по максимуму — $400 (чуть более 2000 грн.). Если учесть, что, по мнению специалистов, переоборудованный автомобиль вместо литра бензина (А-95 — 3,7 грн./л) расходует 1,1—1,15 л сжиженного газа (цена 1,6 грн./л), получается, что при езде на газе выходит экономия в 1,85—1,95 грн. или 50—52% на каждом литре истраченного топлива. На дорогу с работы и домой, а также передвижение по городу, когда "Ланос" потребляет около 10 л на 100 км, у автора уходит в месяц до 300 л А-95, что выливается более чем в 1100 грн. Перейдя на газ, он рассчитывает ежемесячно экономить половину этой суммы. То есть, даже если бензин не будет дорожать, что вряд ли, затраченные на переоборудование машины деньги реально "отбить" менее чем за четыре месяца. Дальше — сплошная экономия. А швейцарцы не зря говорят: "Деньги сбереженные — есть деньги заработанные".


ЧТО ЭТО ДАЕТ
Получается почти двойная экономия денег: литр бензина А-95 стоит 3,6—3,7 грн., литр сжиженого газа — 1,6 грн., а расход газа больше всего на 10—15%.
Двигатель дольше работает без ремонта, ибо газ, в отличие от бензина, сгорает полностью, поэтому нагара на стенках цилиндров, поршнях и клапанах гораздо меньше, чем при езде на бензине.
Исчезает проблема "паленого" бензина: газ, как правило, качественный. Но даже если в него подмешан воздух, на техническом состоянии двигателя это не скажется.