1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №178 (2120) за 10.08.2005

"ОРАНЖЕВЫЕ" УЧЕБНИКИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ ВСЕХ

Известие, что чиновники решили политически подковать юных школьников, введя в курс истории для пятого класса изучение событий "помаранчевой революции", вызвало шквал звонков в редакцию. Текст сводился к одному: "Снова началась эта дешевая "советская пропаганда"! И как можно детей 10—11 лет втягивать в политику? Еще и года не прошло, а мы уже славим события, пока еще не ставшие историей!" И это говорили киевляне, голосовавшие за Виктора Андреевича. Многие из звонивших мерзли на Майдане, но сейчас не то чтобы разочаровались в своем лидере, просто они пока не видят быстрых перемен, замечают недостатки, корректируют свое отношение к зимним событиям, а потому не считают, что уже можно объективно их описать. Корреспонденты "Сегодня" ознакомились с текстами "оранжевых" учебников — они и в самом деле неоднозначны.

Что любопытно, продвинутыми в современной истории будут только пятиклассники — остальные дети продолжат учиться по старым "дореволюционным учебникам". Их переиздание слишком дорого для казны. Почему так "повезло" не всем школьникам? Потому что при 12-летней программе обучения для пятиклашек перестали подходить прежние учебники.

— Мы проводили конкурс среди рукописей. Чтобы избежать предвзятости, все авторы и издательства были закодированы, — рассказал "Сегодня" директор департамента общего среднего и дошкольного образования Павел Полянский. — К комиссии, которая должна была сделать выбор, выдвигалось множество требований. Ее членами не могли стать ни авторы действующих учебников, ни чиновники министерства. В этом году в целях экономии было принято решение оставить только два учебника по одному предмету на один класс. Учебники обязательны для всех. Учитель может выбрать один из двух вариантов. Эта литература будет печататься и на языках национальных меньшинств.

Кстати, два учебника — не идентичны. В украиноязычном тексты более "оранжевые" — много восторгов, "авансов", дифирамбов. Перекос виден даже в объеме подачи информации о кандидатах: при описании выборов и двух кандидатов в президенты, о Викторе Ющенко дана довольно подробная информация — и откуда он родом, и кем работал раньше, и кто он сейчас, о Викторе же Януковиче лишь фраза "во время выборов был премьер-министром" — ни о родине, ни о былых постах. Может, сделали это ради его же блага — не хотели упоминать о судимостях?

Если учебники не вполне воспринимаются в Киеве, большинством голосов ратовавшем за Ющенко, то что говорить о восточных регионах? Павел Полянский считает, что за кого бы ни голосовал учитель, он должен оставить свои политические и партийные симпатии дома.

— Что же касается объективности самого автора, то, возможно, не все личные симпатии удалось придушить, — подытоживает Павел Брониславович. — Но разделы о "помаранчевой революции" передавались на пересмотр экспертам Совета Европы. А они тщательно следят за тем, чтобы не было предвзятости. С их стороны никаких особых замечаний не поступало. Министерство следило, чтобы факты не перекручивались. А править авторский стиль мы не имеем права. Достичь объективности в целом удалось.

На сегодняшний день уже пять миллионов книг едет по Украине. Сначала они попадут на областные базы, а дальше будут развозиться по районам. Словом, "История" должна попасть в каждую школу.


МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Петр Толочко, академик, народный депутат Украины, фракция "Единая Украина"
Я ознакомился со всем этим полубредом и жалею тех ребят, которые учатся в 5-м классе. Максимум, что можно было бы записать в школьные учебники, так это то, что в результате "помаранчевой революции" президентом в Украине стал Виктор Ющенко, а премьером — Юлия Тимошенко. Фраза о том, что их, Ющенко и Тимошенко, ожидают трудные времена, также могла бы там присутствовать. Рассказ о тех событиях, как он подается в этих книгах, нечестен, потому что предвзят и необъективен. Авторы учебника во время его создания должны были бы держать в голове, что только половина населения страны проголосовала за Виктора Андреевича, а остальные ведь проголосовали за Януковича. Дети и их родители, проживающие на юго-востоке, знают, что на самом деле произошло — как же они будут воспринимать написанное? Авторами учебника руководило наше вечное хохляцкое низкопоклонство — новый руководитель государства еще ничего не успел сделать хорошего, а мы его уже начинаем славословить. Это недостойно и некрасиво. "Помаранчевая революция" — это еще не история, это только сегодняшний день. Давайте подождем некоторое время — посмотрим, кто ее финансировал, кто ее вдохновлял, а также посмотрим на те результаты, к которым она приведет Украину. После этого ее можно будет записать в анналы истории.

Владимир Вьятрович, кандидат исторических наук, директор Центра исследований освободительного движения
Я считаю необходимым уже сейчас давать материал о "помаранчевой революции" в учебниках истории. Не нужно ждать, пока пройдет какое-то время, потому что эти события, нравится ли это кому-нибудь или нет, уже стали историей. У меня есть только одно замечание касательно изложения информации о революции в новых учебниках — она слишком сложно подана, поэтому ее необходимо сделать проще и доступнее для детей этого возраста, но события "помаранчевой революции" в учебнике в любом случае должны рассматриваться в контексте утверждения украинской государственности. Авторы книги изложили события, которые произошли в Украине в конце прошлого года, корректно, поэтому для учеников, проживающих на юго-востоке Украины, в этом изложении нет ничего страшного. К тому же победа "помаранчевой революции" означает не победу конкретных кандидатов — Ющенко или Януковича, а победу всего украинского народа, включая тех, кто голосовал за последнего, а также победу правды и справедливости.