1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №178 (2120) за 10.08.2005

ИЗ УЧЕНЫХ В ВАРЯГИ И ОБРАТНО

Мы уже сообщали, что в Киев из научной экспедиции вернулась ладья "Сварог", второй раз прошедшая по Великому Янтарному пути — западному ответвлению знаменитого пути "из варяг в греки". Во времена Киевской Руси этот путь пролегал от Балтики до Византии и активно действовал с конца VIII—IX века по XIII век. Янтарь и дорогие товары — руду, зерно, дерево, мех — купцы по рекам доставляли в Царьград. И вот команда Сергея Воронова — автора проекта, директора Департамента подводного наследия Института археологии НАН Украины — заново открыла этот путь. Ученые решили проверить, действительно ли на гребных судах можно было пройти этот путь, а заодно испытать на себе, что значило быть варягом. На судне из 17 человек команды было 13 украинцев и среди них — доктор медицинских наук, профессор Сергей Гуляр, он же судовой врач и... кок.

НА БАЛЕТ — В ШАРОВАРАХ

Ладью — точную копию боевого судна викингов драккар — построили черниговские умельцы и назвали ее по имени древнего бога огня — "Сварог". Длина ее 5 метров, вес — 5 тонн. А нос украшает существо, похожее на дракона, но почему-то с доброй физиономией. На этой-то ладье и стартовала экспедиция. "Украинские ученые вновь открыли Янтарный путь и стали первопроходцами в его практическом исследовании", — так оценило правительство Польши путешествие наших "варягов". Их Академия наук сообщила: факт прохождения парусным судном этого пути в последний раз фиксировался 520 лет назад. А Министерство морского и речного транспорта Польши констатировало: судно под флагом Украины прошло из Киева до Варшавы по внутренним водам впервые в истории этих двух государств. Преодолев более 1000 км, "Сварог" остался в Гданьске и перезимовал в местном морском музее как экспонат, а этим летом отправился в обратный путь.

Проводы в Гданьске 28 июня были торжественными, с официальными речами и оркестром. Проводить экипаж и своего соотечественника пришли первые лица города. Мореходам пожелали "семь футов под килем", и капитан Воронов — географ и археолог — как и тысячу лет назад скомандовал: "Весла на воду!" И так, где под парусом, а чаще — на веслах продвигалась ладья вдоль южного побережья Балтийского моря. Грести веслами килограммов в 10 весом — работа не из легких, поэтому через 60 минут гребцы менялись — садилась другая смена. Чтобы движения были синхронными, все ориентировались на самого дюжего гребца, сидящего в первом ряду слева, стараясь не отставать от загребного.

Море к суднам класса "ладья" всегда было суровым. Холодная и крутая балтийская волна на пару со встречным ветром постоянно готова принять мореплавателя в свои объятия. Поэтому еще в древние времена вдоль морского берега были прокопаны обходные каналы, часть из которых работает до сих пор. Были моменты, когда ладья могла разбиться. Поэтому вход в реку Неман был воспринят как награда. Хоть и против течения идти, зато без шторма.

— Крупнейший город Литвы — Каунас встретил нас торжественно, — рассказал Сергей Гуляр. — Наверное, еще и потому, что на борту был гражданин этой страны. Наше прибытие совпало с Днем города, и мы стали его почетными гостями. Искренняя радость местных жителей перемешивалась с удивлением при виде флага Украины. Принимали на высшем уровне: встреча в мэрии, экскурсия, вечером — балет. Представьте, все мужчины в смокингах, с бабочками, дамы — в вечерних нарядах, и тут вваливаются обветренные "варяги" в желтых футболках с надписью "Украина" и синих шароварах! Но узнав, кто мы, они все поняли.

На Немане, по которому "варяги" пересекли почти всю Литву, были места с очень сильным течением. Иногда на весла садились 10 гребцов, а ладья оставалась на месте! Капитан объявлял аврал, все выпрыгивали и под берегом на тросе тащили его вперед. Двигались медленно. Периодически донимали обложные дожди. Тент не натягивали, чтоб не создавать лишнюю парусность. Поэтому вся одежда промокала и переодевание мало что давало. Не помогали и непромокаемые костюмы: за воротник и в рукава попадала вода, да и ноги в ней находились все время. Часто "Сварог" натыкался на мели и каменные пороги. Иногда раздавался такой треск, что экипажу казалось: плавание закончилось. Люди выпрыгивали в воду, а там — по шею. И они под удалое "Раз, два, взяли!" снимали 5-тонную посудину с мели. Потом приходилось латать днище.

ПЕРУНА ПОИЛИ ПИВОМ

Так мучились до Гродно, где корабль погрузили на трейлер и перевезли до Бреста — в старину ладьи по суху тащили волоком. Сейчас на этом месте корабельный лес.

Добравшись до Западного Буга, "варяги" вспомнили его покорение в 2004 году. Тогда польские власти не разрешали пройти по реке: та слишком обмелела, и они не давали гарантий безопасности. Иногда глубина реки была лишь 30—40 см, а осадка корабля — полметра. Однако, видя решительность украинцев, поляки уступили: идите, если сможете... С одной стороны была польская земля, а с другой — белорусская. А плыли по ничейной полосе. Хотя сказать плыли можно с большой натяжкой. Чаще брели по колено в воде, толкая лодку. Но если на Немане течение выступало союзником и помогало сталкивать судно в воду, то на Буге все было иначе: оно помогало поглубже врезаться в песчаное дно, и поэтому сниматься с мелей становилось труднее. Тогда случилось 350 авралов, ладью пронесли на руках 9 км!

В районе Бреста во время Второй мировой войны было разрушено более десятка мостов. Их остатки были серьезным препятствием: приходилось разбирать завалы и выкорчевывать сваи. Правда, когда прошли половину реки, стали помогать польские речные инспекторы, они шли впереди и показывали, где глубже.

Поэтому нынешним летом экспедиция шла по Муховцу, Пине и малым рекам. Лишь добравшись до полноводной Припяти, вздохнули. Тут и река помогала: плавно несла ладью по течению, и погода стала лучше.

С "варягами" делил тяготы славянский бог Перун, фигурку которого вырезал боцман. Он "отвечал" за погоду и регулярно в виде жертвоприношения подпаивался пивом — это гарантировало попутный ветер и ясное небо. Однако в шлюзе Киевского водохранилища произошла у бога единственная промашка: встречный ветер не давал ладье двигаться вперед, а крупнокалиберный дождь так заливал, что из нее потом выкачали полторы тонны воды.

ЗАПОРОЖСКИЙ "МУДРЫЙ БОРЩ" ОТ ПРОФЕССОРА

Мы встречали вернувшуюся ладью на причале и, конечно, нам было интересно, чем закончились научные эксперименты на "Свароге". Сергей Гуляр — руководитель научной программы и врач, как упоминалось, был еще и коком. А это — почти капитан, ведь как команда ест, так и гребет.

За плечами Сергея Александровича более 80 экспедиций: и под воду, и в горы, и в Заполярье, и в Антарктиду. Вот и выработал он оптимальное походное меню. Запасся пряностями и приправами, разыскал старинные рецепты, чтоб кухня как можно больше походила на варяжскую или древнеславянскую. Конечно, тушеное мясо в банках и сало в запасе были, а вот рыбу ловили сами. Уху ели два-три раза в неделю, как и предписывает диетология. Самая большая рыбина, попавшаяся на варяжский крючок — судак в 2,5 кг.

Но лучшей находкой был казацкий "мудрый борщ". Мудрость заключается в том, чтоб сварить его без мяса, но чтобы этого никто не заметил. Все овощи закладываются в кастрюлю обжаренными. Затем добавляют зажарку: лук с салом. Борщ должен быть таким густым, чтоб ложка стояла. Особенно он становился хорош к утру, когда овощи настоялись. На команду ежедневно готовилось 14 литров первого блюда в специальной кастрюле с термоаккумулирующим дном.

Хлеб, воду и свежие овощи добывали в пути: как и положено варягам — совершали "набеги" на прибрежные деревни. Часто народная молва обгоняла ладью, и экипаж не переставал удивляться осведомленности населения, ведь пресса Беларуси о них не говорила, а представители властей никаких торжеств не устраивали: то ли по политическим соображениям из боязни экспорта "оранжевой революции", то ли просто "как бы чего не вышло". Но белорусы сами выходили на берег, расспрашивали, куда и откуда плывет ладья, сколько осталось пройти. По традиции бабушки и мужички помогали провиантом: "Вот вам, хлопцы, сало. А тут укропчик и помидорчики прямо с грядки". Многие удивлялись, и зачем славным хлопцам так себя мордовать на "галере". И ученые объясняли свою историческую миссию — пройти дорогами предков.

ГОСПОДА ВАРЯГИ, КУШАТЬ ПОДАНО!

Но Сергей Гуляр все-таки работал и как исследователь. Он изучал воздействие избытка солнца на организм человека. Ведь участники экспедиции гребли под его лучами по 13—15 часов в день. Оказалось, что точки акупунктуры от прямых солнечных лучей становятся менее активными. Так организм защищается не только от переизбытка солнца, но и от стрессов: у людей нормализовалось давление и выровнялся пульс, нервная система стала устойчивее к внешним раздражителям и физическим перегрузкам.

Кроме того, участники похода проверили действие антиоксидантных препаратов. Они глотали по три таблетки в день — всего за экспедицию 90. Пилюли боролись со свободными радикалами, которые, как ржавчина, разъедают организм, и тем самым снимали чувство усталости, повышая работоспособность.

Психологическая часть программы показала, как уживались люди из разных стран, с разным менталитетом, оказавшиеся на ограниченном пространстве и в экстремальных условиях. Оказалось, что у поляков, литовцев, белорусов и украинцев взгляды на многие вещи схожи. Все они — открытые люди. Официальный тон сразу исчез, и "варяги" обращались друг ко другу по имени-отчеству. Только поляка Марека и литовца Клайдиса звали по имени — в их странах отчества нет. Прижилась и такая "общеваряжская" форма обращения, как "господа". Она особенно нравилась белорусам. Трудно представить, что обветренный, черный от загара капитан говорит боцману: "Сергей Викторович, выпрыгните за борт и закрепите, пожалуйста, якорь", а кок зовет команду обедать: "Господа варяги, кушать подано!" Но так оно и было.

И вот после всех приключений "Сварог" пришвартовался к причалу речпорта в Киеве. "Варягов" встречали их родные, журналисты, атаман запорожского казачества, представители власти и дипкорпуса, пограничники. Жаль, военного оркестра не было — все-таки военный корабль! Зато отважных мореходов порадовало обилие фото- и видеотехники. На палубе ладьи мы увидели гитару. Оказалось, что на Киевском водохранилище к экипажу присоединился их "штатный" гитарист и сочинитель песен Василий Гонтарский. Он не смог пойти в плавание, но посчитал своим долгом встретить друзей. Одна из его песен стала своеобразным гимном экипажа. Там есть слова: "...а в конце дороги — светлый путь". Это значит, что одна экспедиция плавно переходит в другую, и сушить весла еще рано.


ЗАДАЧИ ЭКСПЕДИЦИИ
Историческая - показать, как славяне и скандинавы "общались" в древние времена и пройти по их главному торговому пути.
Медицинская - оценить переносимость физических нагрузок и испытать новые технологии компенсации экстремальных факторов.
Психологическая - установить, как складываются отношения членов экипажа, когда на каждого всего один квадратный метр палубы.
Экологическая - выявить влияние человека на природу тех мест, где пролегал торговый путь, проверить качество речной и питьевой воды.
ПУТЬ ЭКСПЕДИЦИИ
Год назад путешественники прошли по рекам Днепр, Припять, Днепровско-Бугскому каналу, Западному Бугу и Висле до Балтийского моря по территориям Украины, Беларуси и Польши через города Киев, Мозырь, Туров, Пинск, Кобрин, Брест, Варшаву, Торунь, Гданьск. А в 2005-м — по другой ветке Янтарного пути: из Балтийского моря через Калиниградский залив в реку Неман, дошли до Припяти и по Киевскому водохранилищу и Днепру вернулись в Киев. Отмахали веслами 1609 км. В экипаже среди украинцев и белорусов появились поляк и литовец.