1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №183 (2125) за 16.08.2005

ПЬЮ ЧАЙ "С ХРУЩЕВА" — СМОТРЮ НА СТАЛИНА...

Оказывается, чтобы узнать об истории той или иной державы, не обязательно изучать научные работы или читать учебники. Очень лаконично и доступно об этом может рассказать... посуда. Да-да: самые обыкновенные чашка с блюдцем в силах показать особенности той или иной эпохи. Яркий тому пример — выставка "Чайная посуда XVIII—XX столетий", которая уже месяц работает в Музее народного декоративного искусства в Киеве.

Коллекция изделий фарфоровых и фаянсовых предприятий Украины XVIII—XX веков впечатляет. Все дышит временем: начиная изделиями с благородными и простыми чертами классицизма фарфоровых заводов Корецкого (1784—1831), Городницкого (1807), Баранивского (1803), Киево-Межигорской фаянсовой фабрики (1798—1877) и заканчивая идеологическими росписями сервизов средины XX века. Но обо всем по порядку.

200 ЛЕТ ЧАЕПИТИЯ

— Эта выставка — попытка показать быт Российской империи, в частности, как пили чай на протяжении двух столетий, — рассказывает наш гид Ольга Новодережкина, заведующая экспозиционным отделом музея. — Кстати, автором идеи стала Людмила Билоус, замдиректора по научно-исследовательской работе. Через эти простые, обыденные предметы мы хотели проследить влияние времени, поскольку в фарфоре, как и в одежде, существует своя мода. Ведь украинский фарфор развивался в русле общеевропейских тенденций.

Производство изделий из фарфора, по словам Ольги Викторовны, поначалу было безумно дорогим удовольствием. Посему небольшие частные предприятия по изготовлению такой посуды открывали при своих имениях только весьма зажиточные люди, как правило, для того, чтобы удовлетворить свои непосредственные потребности, а также преподносить подарки родным и близким. Впрочем, дабы наладить это дело, своих технологов не было. Поэтому специалистов приходилось приглашать из-за рубежа (как правило, из Германии). Но мы — способные ученики, так что постепенно и у нас появились свои спецы, а затем — и большие предприятия. Некоторые из них как начали свою работу в конце ХIХ века, так и до недавнего времени конкурировали на этом рынке.

Экспозиция начинается представлением Киево-Межигорской фаянсовой фабрики (1798—1877). Это старейшее производство, обозначенное стилем ампир, примером которому служило искусство классической Греции и императорского Рима. Античные формы, орнаментальные мотивы, сюжеты печатных рисунков, в использовании рельефного декора, одноцветное глазированное покрытие...

— Далее — изделия Волынских фарфоровых заводов, среди которых первое место можно смело отдать заводу Корецкого. Видите: белые с золочением и монограммами чайник, блюдце, чашка. Монограммы, к слову, тогда были очень популярны. А вот — работы мастеров Барановского фарфорового завода (основан в 1803 году). Многие из них реставрировались.

Наиболее многочисленная на выставке коллекция Волокитинского фарфорового завода (1837—1861), главным художественным направлением которого было второе рококо. Владельцем предприятия являлся очень влиятельный, богатый человек. Он, между прочим, настолько влюбился в фарфор, что, говорят, даже алтарная часть открытой им домашней церкви была полностью выполнена из этого материала. Что же касается посуды, то ее формы отмечаются грациозностью, а полихромная роспись и золочение на белом тле делают ее изысканной. Среди разнообразия предметов в глаза бросаются как белые, так и расписные чайные приборы, состоящие из 3-х частей: миниатюрного чайничка, "грелки" (спиртовки) и подставки в виде классического прямоугольника, квадрата, тыквы. Кстати, в день открытия выставки, по словам г-жи Новодережкиной, сотрудники музея решили продемонстрировать посетителям, как некогда работала "грелка". Для этого вместо спиртовки в нее поставили небольшую свечку, и уже через 20 минут чайник был горячим.

АГИТПОСУДА: ДЕТИ КОМИНТЕРНА И СОВЕТСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ

— В начале ХХ столетия в искусстве происходят радикальные изменения, связанные с развитием стиля модерн и появлением новых авангардных течений. Чайная посуда этого времени имеет простую, цилиндрическую, приземленную форму. А в системе декора преобладают сюжетные композиции идеологического направления. То есть, предметы быта начинают работать, как газета, несут определенную смысловую нагрузку — появляется так называемый агит-фарфор. Тогда нужно было делать аграрную, индустриальную страну — практически везде присутствуют эти мотивы. Фабрики, техника... А как вам чашечки с пионерами разных рас под названием "Дети Коминтерна" или крейсером "Аврора" и бравыми моряками?

Спустя несколько десятилетий наряду с обычными сервизами для повседневного пользования существовала посуда на заказ — к датам и событиям. Вот сервиз Барановского завода с классической формой, интересным декором, изящной росписью, которая обрамляет медальон. А в нем — события, которые рассказывают о том, как ликовала Украина, когда в 1948 году объединили ее западную и восточную части. Интересна чайная посуда с "киевскими картинками" — Оперным театром, памятниками Хмельницкому, Ленину и Шевченко. Такими произведениями искусства пользовались на официальных приемах, выставках, где нужно было представить Украину.

Весьма непривычно также смотреть на чашки с портретами изображениями Сталина, членов политбюро, героев труда, текстами Советской Конституции и рабочими, голосующими "за светлое будущее" на избирательном участке. А вот чашки-блюдца в традиционных для тех времен красных тонах, рассказывающие о жизни советских школьников: ребятня разгружает грузовик с дровами, девочка поливает цветы в классном кабинете, "линейка" в пионерском лагере...

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ДЕШЕВЫМ ФАРФОРОМ

— Несколько иным фарфор становится в 60-е годы. Во-первых, эта промышленность очень активно развивалась, и фарфор стал достаточно доступным. Так что практически каждая семья имела хотя бы один такой сервиз. А в декоре фарфоровой посуды 70-х место росписи начал завоевывать дэколь, позволяющий достаточно быстро удешевить производственный процесс. Хотя на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе (основан в 1924 году) руками творческой группы мастеров декоративной росписи из с. Петриковки (Днепропетровской обл.) таки изготавливались колоритные чашки-блюдца с романтическими орнаментами.

Время экспериментов и поисков в керамопластике — конец ХХ века. Свободная фантазия на темы чайной посуды — характерная черта творчества художницы Нели Исуповой. Игриво выглядит ее сервиз серого цвета в мелких треугольниках, чашки и чайники которого сложно отличить от макетов геометрических фигур, изучаемых в школе.

— В летний период мы всегда стараемся организовывать выставки из коллекций музея, — подытожила Ольга Викторовна. — В это время к нам приезжают иностранные гости. Например, вчера были люди, много лет прожившие в Западной Европе, а в данный момент обитающие в Великобритании. И, признаться, были просто поражены экспозицией — они и не догадывались, что в Украине существует самостоятельное фарфоровое производство, которое имеет практически такую же историю, как и европейское.

Выставка чайной посуды выполняет не только познавательную, но и эстетическую функцию. У каждого уникального по красоте экспоната — своя энергетика. Рассматривая фарфоровую чашечку той же Киево-Межигорской фабрики, словно переносишься в далекие времена, когда из фарфора пили чай лишь императоры и приближенные к ним лица...


КСТАТИ
Выставка будет открыта до середины сентября. Ежедневно, кроме вторника, с 10.00 до 18.00 всех желающих ждут на территории Киево-Печерской лавры (ул. Январского восстания, 21, корпус 29). Вход — 3 грн., для студентов и школьников — 1 грн.


ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Однажды в Межигорской долине (на север от Киева) кто-то обнаружил залежи глины, вполне подходящей для производства фарфора и фаянса. Первым этой находкой воспользовался киевский вице-губернатор Хованский — под его присмотром иностранный "спец" Краних изготовил несколько чашек и чайников, которые очень понравились Екатерине II. Мнение императрицы разделил ее сын Павел I. И 3 июля 1798 года он издал приказ об основании в Киеве фаянсовой фабрики. По предложению Городской думы, ее разместили неподалеку от источника сырья в недавно ликвидированном Межигорском монастыре. Фабрике, вошедшей в городскую собственность, предоставили все условия для развития — приписали 4000 десятин леса и 2000 десятин земли с селами Новые Петровцы и Валки, жители которых традиционно занимались гончарством. Учредители предприятия сразу решили не связываться с изготовлением дорогого фарфора, сосредоточившись на сравнительно дешевых фаянсовых изделиях, пользующихся спросом. Два монастырских корпуса были переоборудованы, за возведением новых дело тоже не стало. И уже в 1801 году четыре мастера, которым помогали шесть подмастеров, два десятка учеников и 150 мастеровых, приступили к производству.