1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №185 (2127) за 18.08.2005

КЛЮЧ ОТ МАШИНЫ ПРИШЕЛ ПО ПОЧТЕ...

Вскрыв полученный от одного из наших читателей увесистый конверт и едва взглянув на его содержимое, автор этих строк не удержался от возгласа: "Оказывается, жив курилка!" Ибо речь снова шла о лохотроне, суть которого мы объясняли еще в прошлом году. Судя по тексту письма читателя, он понял: за красивыми словами организаторов стоит всего лишь их желание на вас заработать. Однако многие по-прежнему верят в доброго дядю с золотым ключиком. В прямом смысле слова, ибо ключик в конверте тоже есть.

Вкратце напомним, о чем идет речь. Человек неожиданно получает на свой почтовый адрес толстый конверт, в котором находится масса красочно оформленной корреспонденции. В ней рассказывается о том, что адресат имеет "уникальный шанс" выиграть 100 тыс. грн. или один из тысячи поощрительных призов. А если он согласится купить по специальной цене очень полезную и совершенно необходимую в хозяйстве книгу (нам известны два варианта предложения: "Домашний доктор" и "Неразгаданные тайны человечества"), то получит возможность выиграть еще и автомобиль или взять его стоимость деньгами. Вам книга не нужна? О'кей, ответьте "нет", и вы по-прежнему можете выиграть все названное, кроме авто. Казалось бы, ситуация ясна: кто-то предприимчивый под благовидным предлогом хочет всучить вам неходовую литературу. Однако люди понимают это лишь тогда, когда, уплатив немалые, как для нашего человека, деньги за упомянутую книгу (около 100 грн.), получат нечто, реальная стоимость которого раз в 10 меньше. Итого, чистая прибыль организаторов — до 1000%. Не стоит говорить, что ни ста тысяч гривен, ни авто простакам не видать, как своих ушей.

По закону "О защите прав потребителей" вы имеете право возвратить книгу и получить обратно деньги. Но сделать это в данном случае практически невозможно. Адрес отправителя — абонентский ящик, а по закону для возврата денег необходима квитанция о том, что товар у вас приняли. У кого ее можно получить, неясно. Обратиться в милицию с жалобой, что вас обманули? Но если взглянуть на присланные вам бумаги глазами юриста, выходит, что фирма вам предложила бесплатно поучаствовать в розыгрыше призов и автомобиля и купить у нее некую книгу. Вы добровольно согласились на оба предложения и в результате ничего не выиграли? Ну, не повезло. Вас обманули, подсунули не то, что вы хотели? Так воспользуйтесь своим правом потребителя, верните товар и получите обратно деньги. Круг замкнулся.

Почему люди верят завлекаловке? Оказывается, потому что разработаны спецтехнологии распространения подобной макулатуры. Тексты рассылаемых писем построены таким образом, что люди читают в них то, что хотят прочесть, а не то, что написано на самом деле. Для пущей убедительности идет масса привлекающих внимание подробностей типа "вы стали обладателем сразу шести номеров, на каждый может выпасть любой из призов, включая первый приз финала в 100 тыс. грн.", "уникальный шанс" и т. д. На самом деле это ни о чем не говорит: очевидно, что шанс выиграть и выигрыш — далеко не одно и то же, ведь в розыгрыше наверняка участвуют многие люди. А "поощрительный приз" вполне может оказаться какой-нибудь ненужной мелочью.

Наконец, о золотом ключике. По сравнению с присланной нам читателями год назад алюминиевой анодированной штамповкой, прилагаемой к письму, нынешний ключик изготовлен... из бумаги (дела идут неважно, господа, приходится экономить? — Авт.). Но по-прежнему есть фото двух авто — подороже и подешевле с просьбой решить задачку для трехлетнего ребенка: найти на одной из двух картинок машину, номер которой совпадает с номером, выбитым на "золотом ключике". Надо ли говорить, что вам предлагают побороться не за дешевку, а за крутую иномарку. Впрочем, на результат это не влияет.


КСТАТИ
В США существует компания, специализирующаяся на массовой подписке читателей на выпускаемые ими "наукообразные" журналы и сборники. Ею разработаны специальные технологии распространения подобной литературы. Тексты рассылаемых писем построены таким образом, что люди читают в них то, что хотят прочесть, а не то, что написано на самом деле. Ведь шанс выиграть и выигрыш — далеко не одно и то же. А денежки за "макулатуру" уже уплачены, что и требовалось доказать. Это ноу-хау, как оказалось, по-прежнему работает и в Украине.