1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №187 (2129) за 20.08.2005

ЯПОНСКИЕ ДЖАЗИСТЫ 4 ЧАСА ПРОСИДЕЛИ НА УКРАИНСКОЙ ГРАНИЦЕ

Майк ЛЬВОВСКИ

Фото автора

Рассказывать о выступлении японского оркестра свободных джазменов, не признающих в музыке рамок и границ, — совершенно безнадежная затея. Их мало слышать, нужно обязательно еще и смотреть. К сцене "Джаз-Коктебеля-2005", установленной на набережной в 50-ти метрах от дома-музея Максимилиана Волошина, еще до начала шоу подтянулось тьма отдыхающих, на время отставивших кальяны, мадеру и шашлыки, чтобы послушать джаз.

Так вышло, что музыканты "Шибузаширацу" появились на сцене раньше ведущих. В образовавшейся паузе вокалист оркестра Шиниче Ватабе успешно наладил связи с народом. Во время общения обе стороны — японцы и зрители — с равной интенсивностью щелкали фотоаппаратами. Полный контакт был установлен еще до первых тактов. Ну а когда оркестр стал набирать "взлетные обороты", зрители словно попали в зону турбулентности, и эйфорическое состояние толпы сохранялось до последнего аккорда. На сцене было 28 виртуозов-музыкантов, танцоров и актеров. Движение направлял и координировал невозмутимый Даисуки Фува — дирижер и руководитель оркестра. За час с небольшим он выкурил полпачки сигарет. Как отметил один из искушенных зрителей, оркестр местами ему напоминал группу "Ленинград", местами "Поп-механику" Сергея Курехина, и все это с фрагментами молдавско-еврейской свадьбы.

Выступлению японцев в Коктебеле предшествовало дорожное приключение. В Крым они добирались из Европы сложными путями. В Швейцарии оркестр опоздал на самолет, другого рейса не было, и музыкантам пришлось добираться до Украины на автобусе. На границе такая пестрая компания, естественно, не осталась без внимания таможни. Оркестр четыре часа любовался пейзажами.

— Все неудобства были компенсированы окружающей природой. Мы с восхищением наблюдали за такой красотой, — отметила менеджер Фуми Асари.

К самолету в Киеве японцы тоже опоздали. Но уже в этой ситуации, как рассказал "отец фестиваля" телеведущий Дмитрий Киселев, организаторы задержали самолет. На полуострове приключения не закончились. Поздно вечером японцы наконец-то добрались из Симферополя в Коктебель, но их автобус не смог проехать по узкой улице Десантников к пансионату. И всю ночь челночными отрезками проходила разгрузка инструментов, света, костюмов.

— С нами такое случается часто, — пояснила Сайяка Накада, танцовщица "убойного" дуэта. — Нас же много, и всегда кто-то потеряется или отстанет. Главное, на концерт не опоздали. Конечно, дорога оказалась очень утомительной, но тот неожиданный прием, который нам оказали зрители, был ошеломительным и взбодрил нас. Здесь все для нас оказалось удивительным: и природа, и еда, и люди. Мы-то думали, что здесь холодно. Но приехали и увидели море и солнце.

В паузе между выступлением "Шибузаширацу" и появлением на сцене израильского пианиста-виртуоза Леонида Пташки фронтмен японцев Шиниче Ватабе расшифровал корреспонденту "Сегодня" название оркестра.

— Варианты перевода могут быть разными, — говорит Шиниче. — Название можно разделить на два слова "шибуза" и "ширацу", что означает "никогда не будь холодным" или "никогда не остывай". Кроме того, "шибуза ширацу" означает "не будь формальным" или "не оставайся в рамках". Наш состав всегда варьируется — мы можем выступить квартетом, а можем собрать на сцене до 150 музыкантов и буто-танцоров. Музыка нашего оркестра — это коктейль разных стилей: вы можете услышать элементы и рока, и японского попса, энка, фольклорные ритмы и латино, а также грув, Хаус, и конечно же джаз. У нас уже третье европейское турне, и можно сказать, что они проходят с успехом. К тому же мы не забываем и о студийной работе. На нашем независимом лейбле "Chitei Records" с 1993 года мы уже выпустили 8 альбомов.

К сказанному эксцентричным Ватабе, несколько слов добавил и лидер проекта "Shibusashirazu Orchestra" Даисуки Фува:

— Наш оркестр, состоящий из 28 участников, представляет различные виды искусства, в частности, два вида танцев и видео-проект, в который входит джаз-арт. Главная идея в том, что все направления основаны на импровизации.

Выступление пианиста Леонида Пташки в компании с басистом Андреем Арнаутовым (его в США знают как Эндрю Валентайна), после японцев, уже проходило по накату. Публика была готова ко всему — и петь, и хлопать, и танцевать. Сорвал свою долю аплодисментов и легендарный 60-летний трубач из Бруклина Лью Солофф. Его сольные партии заставляли млеть души даже неискушенных джазом слушателей.