1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №187 (2129) за 20.08.2005

НЕ ВЫБРАСЫВАЙТЕ ПИОНЕРСКИЕ ГАЛСТУКИ!

На днях журналистам не без помпы презентовали то, что создатели гордо именуют "первым украинским документальным фильмом, который выходит в прокат на экраны кинотеатров". Сорок восемь минут "Последней смены" — это воспоминания на камеру молодых людей 25—30 лет из России, Украины, Молдовы и Грузии, последних пионеров, побывавших в "Артеке" в августе 1991 года и привезенных съемочной группой на место событий спустя четырнадцать лет поностальгировать в художественных целях.

Задуманного портрета поколения, как и "документального фильма", на наш взгляд, не получилось — "Последняя смена" практически ничем не отличается от обычной телевизионной передачи средней руки. Непонятно, почему авторы решили, что документальное кино — это подборка монологов персонажей, прерываемых всеми много раз виденной хроникой и обычной телевизионной картинкой, как правило, берегом моря? Наверняка за те пятнадцать дней, пока снимался фильм, можно было снять гораздо более интересные кадры разговоров между собой экс-пионеров в неформальной обстановке — перед отходом ко сну, обедающими, ждущими очереди в душ, но не ставить их перед объективом по стойке "смирно" и заставлять рассказывать о себе малоинтересные зрителю вещи.

Как признались авторы фильма журналистам, их сильно беспокоил вопрос — был ли распад Советского Союза случайностью или нормальным ходом вещей? Эта обглоданная многими тема вряд ли вызовет интерес у прокатчиков и зрителей, тем более что, судя по конечному результату, она не вызвала особого энтузиазма у самой съемочной группы. Единственный момент, где прослеживается хоть какой-нибудь творческий подход — кадры дерущихся чаек, следующих после воспоминаний героев о предпутчевских событиях в СССР.

Использование в саундтрэке фильма песен "Аквариума" "Город золотой" и "Поезд в огне" тоже не покоряет новизной — наверняка целевая аудитория "Последней смены" не раз видела фильмы Сергея Соловьева тех времен, о которых идет речь в фильме и где эти песни звучали впервые. Финальная сцена опуса — бывшие артековцы сидят у костра и спорят, почему развалился Союз, при этом кажется, что еще чуть-чуть — и дело кончится дракой. Если бы вся "Последняя смена" была такой, о проекте еще можно было бы говорить как о документальном кино, а не затянутом телерепортаже. Что касается проката в кинотеатрах, то, по словам продюсера, "пока это не оформлено документально, но возможно" — во что верится слабо. Не все, что случается, можно назвать событием — и наши культурные деятели грешат этим все чаще.