Выпуск газеты Сегодня №187 (2129) за 20.08.2005
НЕ ВЫБРАСЫВАЙТЕ ПИОНЕРСКИЕ ГАЛСТУКИ!
Задуманного портрета поколения, как и "документального фильма", на наш взгляд, не получилось — "Последняя смена" практически ничем не отличается от обычной телевизионной передачи средней руки. Непонятно, почему авторы решили, что документальное кино — это подборка монологов персонажей, прерываемых всеми много раз виденной хроникой и обычной телевизионной картинкой, как правило, берегом моря? Наверняка за те пятнадцать дней, пока снимался фильм, можно было снять гораздо более интересные кадры разговоров между собой экс-пионеров в неформальной обстановке — перед отходом ко сну, обедающими, ждущими очереди в душ, но не ставить их перед объективом по стойке "смирно" и заставлять рассказывать о себе малоинтересные зрителю вещи.
Как признались авторы фильма журналистам, их сильно беспокоил вопрос — был ли распад Советского Союза случайностью или нормальным ходом вещей? Эта обглоданная многими тема вряд ли вызовет интерес у прокатчиков и зрителей, тем более что, судя по конечному результату, она не вызвала особого энтузиазма у самой съемочной группы. Единственный момент, где прослеживается хоть какой-нибудь творческий подход — кадры дерущихся чаек, следующих после воспоминаний героев о предпутчевских событиях в СССР.
Использование в саундтрэке фильма песен "Аквариума" "Город золотой" и "Поезд в огне" тоже не покоряет новизной — наверняка целевая аудитория "Последней смены" не раз видела фильмы Сергея Соловьева тех времен, о которых идет речь в фильме и где эти песни звучали впервые. Финальная сцена опуса — бывшие артековцы сидят у костра и спорят, почему развалился Союз, при этом кажется, что еще чуть-чуть — и дело кончится дракой. Если бы вся "Последняя смена" была такой, о проекте еще можно было бы говорить как о документальном кино, а не затянутом телерепортаже. Что касается проката в кинотеатрах, то, по словам продюсера, "пока это не оформлено документально, но возможно" — во что верится слабо. Не все, что случается, можно назвать событием — и наши культурные деятели грешат этим все чаще.