1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №187 (2129) за 20.08.2005

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО ТАКИ ЗАРАБОТАЕТ НА ПОМАРАНЧЕВОЙ СИМВОЛИКЕ?

Александр ЧАЛЕНКО

На этой неделе журналист нашей газеты зашел в один из киевских магазинов для пополнения продовольственных и питейных запасов своего холодильника. В ликеро-водочном отделе ему на глаза попался подарочный помаранчевый алкогольно-музыкально-книжный набор в виде дипломата, в который входила бутылка водки "Украинская с перцем" (0,5 л) с овальной желтого цвета этикеткой "Майдан с перцем", три стопки (на одной надпись "Майдан", на другой — "ТАК!", на третьей изображена знаменитая подкова с восклицательным знаком), фотоальбом " Україна. Майдан..." и компакт-диск "Помаранчева революція" с песнями Майдана. "Дипломат" желтого цвета, на котором изображен слоган "ТАК!".

Напомним, что слоган "ТАК!", равно как и другая символика времен "оранжевой революции", зарегистрированы как товарные знаки и владельцами прав на них в настоящее время является сын украинского президента Андрей Ющенко (эти права ему передал бывший их владелец народный депутат Николай Катеринчук после третьего тура выборов). Соответственно, любая фирма, которая использует эту символику при выпуске своей продукции, согласно украинскому законодательству, должна за это платить определенные суммы ее владельцу. Однако, согласно официальной версии, Андрей Ющенко до сих пор не пользуется своими авторскими правами для получения материальной выгоды. А футболки и прочая продукция с символикой "ТАК!" — это, дескать, кустарное подпольное производство, которое ничего никому не платит.

Но появление подарочного набора в организованной торговле навело на мысль, что в данном случае все-таки права соблюдались.

Дабы проверить — так ли это, первым делом мы созвонились с производителем водки "Майдан". Владимир Городничий, замдиректора по вопросам развития компании, которая ее разливает, сказал "Сегодня", что подарочные наборы "ТАК!" заказывает у завода одна коммерческая фирма. Фирма предоставляет этикетки, упаковку, альбомы и пластинки — то есть, она и должна, по идее, вести переговоры с владельцами прав на "ТАК!".

Владимир Городничий не раскрыл нам, кто является "третьей стороной", сославшись на пункт о конфиденциальности в коммерческих договорах. Однако, "Сегодня" через "третьи руки" удалось установить, что это некая фирма "Кронос".

Руководит ею Павел Дубровин. На момент звонка корреспондента "Сегодня" его на месте не оказалось, а трубку взял его помощник Иван Дубровин. Иван подтвердил, что именно фирма "Кронос" является дистрибьютором указанных наборов. Он также сказал, что пользуется брендами "оранжевой революции" легально и имеет договор с держателем авторских прав. "Раз договор есть, то значит, и авторское вознаграждение предусмотрено, и оно будет выплачиваться", — заверил Иван Дубровин корреспондента "Сегодня". С кем именно и когда был заключен договор на использование товарных знаков "оранжевой революции" (то есть, с Николаем Катеринчуком или же с Андреем Ющенко) он не знает. Однако, учитывая, что по его словам, выпуск наборов начался накануне "Евровидения", можно предположить, что это был все-таки Андрей Викторович, к тому времени владевший правами уже несколько месяцев.

Иван Дубровин также не назвал суммы, которую должен получить по договору владелец авторских прав. Мы обратились к экспертам, чтобы узнать хотя бы примерный порядок цифр. Сергей Степаненко, генеральный директор компании "Украинский сувенир", сказал, что платить можно по-разному: то ли заплатив фиксированную цену за право использования, то ли "отстегивая" процент с каждой единицы выпущенного товара. Он предположил, что, возможно, весной можно было бы вести речь о 20—30% цены, по которой производитель будет продавать свой товар, а в настоящий момент процент должен упасть, так как революция сейчас мало кого интересует. То есть, учитывая, что оптовая цена набора у "Кроноса" 190 гривен, то весной владелец бренда "ТАК!" с каждого его выпущенного экземпляра мог получить бы 40—60 гривен. Число выпущенных наборов неизвестно. Но, вероятно, не меньше нескольких сотен. А раз так, то, как минимум, пару-тройку тысяч условных единиц владелец "ТАК!" вполне мог заработать.

На момент написания статьи нам не удалось получить подтверждение у Андрея Ющенко — получал ли он действительно какие-то средства от "Кроноса".