1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №190 (2132) за 25.08.2005

ЛЕЧЕБНАЯ ФОТКА

Бардак бывает во всем, и даже в душе. Часто люди думают, что легкая хандра — это совсем не депрессия и бежать к психологу — не повод. Да и что говорить незнакомому человеку, если и сам для себя выразить ощущения не можешь? На помощь таким страдальцам приходит один из видов арттерапии — фототерапия. А попросту: привычное и многими любимое дело — фотографирование. Но с некоторыми особенностями.

Лечение фотоискусством — это, по сути, игра. Заниматься им нужно обязательно в компании, и чем больше людей, тем лучше. Так что, если терапия нужна одному, он просто может привлечь других ради развлечения. Опыт и знания правил фотосъемки значения не имеют. Одно условие: фотографировать надо то, чего снимать никогда бы и в голову не пришло. Сразу скажу, что снимки, как правило, получаются красивыми, но, увы, бесполезные в качестве памяти. После печати фотографий их нужно оформить в какую-то целостную композицию — на рисунке, бумаге, ткани, хоть на арбузе — и представить.

Мы бы не советовали ничего подобного, если бы не поучаствовали в подобном действе. На берегу Азовского моря фототерапию проводил врач-психотерапевт, доцент кафедры психотерапии Санкт-Петербургской медицинской академии им. Мечникова, председатель российской Ассоциации арттерапии Александр Копытин. Фото нам предоставила психолог Ирина Пастрюлина. Итак, сессий было две — утренняя и вечерняя. Тема утренней повергла в шок: "Человеческое тело и целлофан". Вечерняя была демократичнее — давались три темы на выбор: "Мифы природы", "Драмы или контрасты" и свободная.

Вот, психотерапевт развернул огромный целлофан в виде трубы и предложил делать с ним все, что заблагорассудится. В нашей компании практически все растерялись. Потом у одной девушки родилась идея "роды", и она, попросив подержать края, полезла внутрь по "родовым путям" вместе с фотоаппаратом. Позже влились в процесс все, даже девять человек влезли в трубу. Кстати, чем больше у кого-либо было внутренних комплексов или психологических проблем, тем позже у него возникали идеи, что бы можно было учудить и запечатлеть на пленку.

Для нашего растерзания достали другой кусок целлофана. Он вызвал больше фантазий, поскольку был более мягкий и длинный, а изящность его подчеркивал сильный ветер. Тот, в ком живет организаторская жилка, тут же начал режиссировать ситуацию человеческого тела с целлофаном. Я выбрала двух мужчин и полненькую симпатичную девушку. Попросила троих окунуться в море, а потом покачаться по пляжным ракушкам, которые здесь были вместо песка или гальки. Частички ракушек красиво смотрелись на загорелом теле и проступали через пленку, в которую моим моделям пришлось завернуться по грудь. Идея была откорректирована: ветер запутал целлофан, а в этот перформанс стали включаться другие участники группы. Получилось весело, а главное — каждый нашел свой ракурс.

На вечерней сессии простора для выражения внутренних чувств было еще больше. Одни снимали драмы и трагедии, к примеру, паука, доедающего красивую бабочку. Другие облачались в ткани, как в древние греческие туники, стоя на выжженной траве среди камней, покрытых оранжевым мхом, а на заднем плане высились многоэтажки города. Кто-то находил в каменных неровностях мордочки обезьян и крокодилов. Некоторые старались запечатлеть движение плещущегося прибоя. Казалось, "щелкаешь" все, что нравится. Однако же, когда все сели в кружок и рассказали, что видели, почему выбирали тот или иной ракурс, каждому становились понятны мотивы и принципы выбора. И каждый сам для себя понял, какие психологические проблемы его гнетут, какие комплексы мешают жить. Некоторые даже самоутвердились. Одна женщина призналась, что почувствовала себя фотохудожником, хотя фотографировала в своей жизни впервые — дома ей не разрешает муж, дескать, чтобы кадры не портить. Другая раскаялась, что не считала нужным тратиться на хороший фотоаппарат, а теперь поняла, что "мыльница" не может передать все то, что ей бы хотелось.

Кстати, подобные беседы о своих переживаниях в арттерапии — одно из неотъемлемых мероприятий: в этом случае всегда возникает возможность проявиться заблокированным эмоциям. Ведь многие проблемы в нас спят, и не всегда можно выразить словами, что происходит в душе и понять почему. Но после творческого их проявления появляются чувства, которых уже можно выразить. Здесь каждый говорит о себе и только то, что чувствует или что показалось во время выполнения упражнения. Говорить об этом не зазорно, ведь человек непрестанно фантазирует, играет. То есть, все понарошку, только эмоции — настоящие. Иногда такие творческие, лишенные словесного выражения средства оказываются единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения.

Окончательный поиск себя ощущаешь, когда нужно представить работу и не знаешь как. Не знаешь, что лучше выбрать из отснятого, в какую тему объединить и с помощью чего подать. Воистину творческие способности пробуждаются, когда голь на выдумки хитра. Практически все представляли композиции на полу в помещении. Выкладывали фотографии на куске обоев, разрисованном акварелью, кто-то сделал в форме книжки, кто-то разбросал снимки на ткани. Одна женщина довершила свою работу мусором, найденным по дороге. Финальная речь каждого — тоже было осознанием, а что, собственно, ты видишь в этой жизни, что для тебя важно, а что тебе мешает.

Отправляясь на природу или пляж, пока позволяет погода, можно захватить все, что подвернется под руку и попробовать из ненужных, казалось бы, вещей сделать фотонатюрморты. Можно отобразить на снимках свое ощущение, настроение, фантазию, задать, к примеру, стимульное слово "любовь", "ненависть", "красота", "свобода". Вот и фотографируй, как это видишь.