1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №191 (2133) за 26.08.2005

УКРАИНСКИЕ МАСТЕРА НЭЦКЭ — НОНСЕНС

Отыскать в центре города недавно открывшуюся галерею нэцкэ оказалось не просто, потому что находится она в обычном дворе — без указателя. Как рассказал директор галереи Александр Деркаченко, местные власти считают указатель рекламой и не разрешают его размещать. Рассказывать о нэцкэ в частности, и восточной культуре вообще, Александр Деркаченко может часами. Достаточно посмотреть на его руки — в застарелых белесых шрамах — и понимаешь, что вырезание нэцкэ для него не хобби уже очень давно. Беру в руки крошечную теплую фигурку, сразу удобно усевшуюся в ладони, — ощущения непередаваемые, будто узкоглазый человечек с совершенно живыми мимическими морщинками на лице с тобой здоровается.

В галерее — около 200 работ. Это нэцкэ, окимоно, оджимэ и инро, а также антикварные работы из бронзы, керамики, дерева и кости. Сейчас в галерее представлены работы шести украинских, одного швейцарского мастера и 67 нэцкэ из частной коллекции. Это небольшая часть из собрания киевского коллекционера, у которого свыше 500 нэцкэ.

— Я занимаюсь этим уже 15 лет, но нигде резьбе нэцкэ не учился. — рассказал "Сегодня" Александр Деркаченко, мастер, хозяин галереи и глава единственного в Украине и России Общества нэцкэ — Свою первую работу я сделал из ножки сломанного стула обычным медицинским скальпелем. Однажды увидел в книге изображение легендарного мудреца Дарума с морщинистым лицом. Естественно, сделал я его по-своему, не так как в книге. По тем временам я думал, что создал шедевр. Нэцкэ и сейчас у меня дома, я никуда ее не вывожу, это талисман. Да, между прочим, резать нэцкэ в плохом настроении нельзя ни в коем случае. Все эти шрамы на моих руках — это от того, что я сел за работу не в лучшем настроении. Некоторые мастера даже читают молитвы перед тем, как начать работу.

— Сейчас настоящие нэцкэ можно найти на "барахолках"?

— Появляется нэцкэ на антикварных рынках. Много вывезено из Японии, — они осели в частных коллекциях. Мы хотим привезти несколько иностранных коллекций, японских в том числе. Например, есть великолепная коллекция господина Кинсея из США, который собирает антикварные и современные нэцкэ.

— Почему вы решили создать Украинское общество "Нэцкэ"?

— В 2001 году я был на съезде Международного общества "Нэцкэ" в Бостоне. Закрытие этого съезда совпало с трагическими событиями 11 сентября в Нью-Йорке. Американцы, присутствовавшие на этом съезде, разъехались по своим домам. Но, кроме американцев, были англичане, японцы, немцы, австралийцы и швейцарцы. Аэропорты закрыты. Людям некуда было деваться, они разбились на группки. Я был единственным представителем из постсоветского пространства. И я долго думал, почему я здесь один, ведь у нас так много талантливых мастеров? В нашей стране такие коллекции есть! Эту мысль я вынашивал целый год и, наконец, решил организовать Украинское общество "Нэцкэ". Полтора года назад мы провели первую выставку, на которой были представлены работы семи украинских и двух зарубежных мастеров, две частные коллекции и музейные собрания нэцкэ и цубы (часть рукояти японского меча. — Авт.).

— А как правильно смотреть нэцкэ?

— Лучше всего в руках подержать, ощутить тепло, кажется, исходящее из глубины веков.

— Как воспринимают наших мастеров за границей?

— Японец, резчик нэцкэ — это традиция, американец, немец, англичанин — без проблем, а вот русские и украинцы — нонсенс. Но сейчас уже легче. Мои работы находятся во многих известных коллекциях. Например, две работы — "Борец сумо" и "Лиса-монах" — в коллекции принца и принцессы Японии Такамадо. В Японии есть государственные школы, куда набирают до 15 человек, учат их несколько лет, 3—5 из них получают государственную работу. Это бриллианты, настоящие мастера, они обеспечены всем за счет государства.

— Из чего ваши работы?

— Из крымского или кавказского самшита, бивня мамонта. Первые нэцкэ были из груши и яблони. Груша, как и самшит, плотный материал, который позволяет сделать все мелкие детали. Слово нэцкэ состоит из двух иероглифов "нэ" и "цукэ" — "корень" и "прикреплять". То есть фактически в самом слове заложено, что первые фигурки были из дерева. Чаще всего использовался японский самшит и сакура, но из нее работы не такие долговечные. В Японию в конце 17— начале 18 века начали завозить бивни слона из Индии. Первоначально они шли на изготовление бижутерии, а мастерам доставались остатки. Иногда попадаются такие курьезные нэцкэ! Если мастеру достался замысловатый кусочек, он, чтобы не отрезать лишнее, ведь это дорогой материал, вписывал в этот кусочек свою работу. Получалась нэцкэ с особым характером. Кроме бивней, использовали зубы кашалота, бегемота. Для японцев нэцкэ это еще и амулет, поэтому материал выбирали осознанно. Самшит — вечнозеленое растение и работа из этого дерева символизирует долголетие. Слоновая кость имеет лечебные свойства. Некоторые антикварные работы снизу немного стесаны — костный порошок с такой фигурки использовали в лечебных целях — как слабительное (растворенный в воде) или, наоборот, закрепляющее (жженный на огне). Кроме дерева и кости, используют золото и серебро, керамику, янтарь, кораллы, панцирь черепахи. Инкрустируют золотом, камнями, кораллами, сочетают разные сорта дерева или кости.

— Сложно вывезти коллекцию за границу?

— Без документов можно вывезти работы не старше 50 лет. Я вывожу с документами, чтобы не иметь проблем. Указываю дату изготовления и материал. Вот в сентябре будет очередной съезд в Штатах, как раз сейчас готовлюсь к поездке.

— Как вы защищаете работы от подделок?

— У каждого мастера есть свое клеймо. Меня американцы на венском симпозиуме спрашивали, что означает цифра "11" в моем клейме. Я подумал, а потом сопоставил, как раз проходил 11-й венский симпозиум. Пришлось шуткой отделаться. А там просто зашифрованы мои инициалы. Принц и принцесса Такамадо создали каталог резчиков — разбили всю коллекцию на японских и европейских мастеров. Там есть и мое клеймо. Я первый раз увидел, как пишется моя фамилия на японском — в этом каталоге. А по поводу подделок знакомые рассказывали, что видели якобы мои работы на Андреевском спуске, правда, они топорно сделаны, но с клеймом. В мире тоже много попадается подделок. Кстати, пару лет назад в Лондоне проходил аукцион. Коллеги написали, чтобы я обратил внимание на определенные лоты, там заявлены работы из "слоновой кости". На самом деле это были работы то ли из прессованной кости, то ли из пластмассы. Потом эти работы плавно перекочевали на нью-йоркский аукцион, потому что о подделке все знали.

— А как же организаторы пропустили такие лоты?

— Для меня это тоже большая загадка.

— Расскажите о сюжетах нэцкэ.

— Издревле это божества, сэннины (святые), животные. Немного позже появились семь богов счастья Ситифукудзин — если в доме семь таких фигурок, то, по поверью, семь благ явятся, а семь несчастий исчезнут. Вообще, сюжеты те же, что и в других видах японского искусства — история, литература и театр, мифология, религиозные образы. Есть нэцкэ на свободную тему, есть традиционные, когда сохраняется сюжет и все делается по законам. Во-первых, нэцкэ должна ложиться в руку, не должно быть острых углов. Для нэцкэ, конечно же, характерно наличие отверстия (химотоши) для шнурка. Размер нэцкэ, как правило, 3—5 сантиметров — зависит от вида нэцкэ. Михаил Успенский (был директором японского отдела "Эрмитажа", где находится одна из самых крупных коллекций в мире. — Авт.) в своей книге описал шесть видов нэцкэ, но их немного больше, например, он не описал хако-нэцкэ. Это такая коробочка, куда обычно прячут тушь для письма.

— Нэцкэ в украинских традициях существуют?

— Через это фактически каждый украинский мастер прошел. Мы работали со многими отечественными галереями, которые постоянно просили "казачков". Уже оскомину набили эти казачки.

— Какая самая дорогая и известная нэцкэ?

— На аукционе в Вене была продана работа за $200 тысяч. Но потом мне рассказали, что это было самое настоящее шулерство — цена была завышена. А в прошлом году в Мюнхене работа японского мастера Масанао "Петух" (18 век) была выставлена за 186 тысяч евро.

— А какая самая популярная нэцкэ в Украине?

— Скорее всего, Хотей — один из богов счастья, его еще называют "холщовый мешок". Он покровитель детей. Есть поверье, что его надо 300 раз по животу погладить, и богатство умножится. Кстати, это божество индийское, потом оно перекочевало в Китай, а оттуда — в Японию.

— Есть ли нэцкэ с лицами известных людей?

— Есть. Например, я сделал несколько работ известных в мире нэцкэ людей — Гай Шо, Цаке, Джонсона.