Выпуск газеты Сегодня №192 (2134) за 27.08.2005
"Я НАЗЫВАЛ СВОИ ФИЛЬМЫ КОМЕДИЯМИ, ПОТОМУ ЧТО ТАК ДАВАЛИ БОЛЬШЕ ПЛЕНКИ"
"Я никогда не снимал комедии. На моих фильмах написано "комедия", потому что под комедию давали больше пленки. Поэтому мы всегда ставили в рубрике "жанр" — "комедия", — хитро улыбаясь, признался мастер в интервью "Интерфаксу" и тут же поправился, — я работал только над двумя комедиями — я снял сатирический фильм "Тридцать три" и вместе с Викторией Токаревой написал сценарий картины "Джентльмены удачи". Вот это, я считаю, были комедии. А какая, к черту, комедия "Осенний марафон"? Ну, да — "печальная". Так ведь я все эти определения придумывал — "печальная", "лирическая". В советские времена по каждой картине было много драм: претензий со стороны начальства, споров с нашей стороны. Я понимал — это нормально: "кто платит, тот и музыку заказывает". Но я все-таки умудрялся снимать только то, что хотел".
Фильм "Мимино" не разрешали вывезти за рубеж на фестиваль, если режиссер не вырежет телефонный разговор героя с Тель-Авивом (с которым по ошибке соединила его американская телефонистка, понятия не имевшая о том, что где-то в Грузии существует город Телави). На "Осеннем марафоне" шла долгая борьба по поводу финала: начальство требовало, чтобы герой Олега Басилашвили вернулся в конце фильма к жене или "хотя бы был строго наказан". А во время съемок "Кин-дза-дза" вдруг запретили участвовать в фильме немецкому журналисту и актеру Норберту Кухинке. К моменту съемок "Кин-дза-дза" Кухинке жил в ФРГ, и начальство сказало: "Нельзя". Данелии пришлось самому натягивать парик и сниматься в роли, написанной для зарубежного коллеги.
Да и советские граждане не всегда были довольны. Афоня в исполнении Куравлева получился настолько обаятельным, что на "Мосфильм" пришел ворох писем от возмущенных женщин, живущих с пьющими особями. "Особенно запомнилось одно, в нем дама из Омска спрашивала: "Товарищ режиссер, а вы сами когда-нибудь спали с пьяным сантехником?", — делился воспоминаниями Данелия с газетой "Труд". — В ответном письме я сознался, что не спал. Ни с пьяным, ни с трезвым".
Сейчас Георгий Николаевич решил вернуться к "Кин-дза-дза". В "мультяшном" виде. "Я давно мечтал об анимации, — пояснил режиссер, — делал даже какие-то наброски, рисунки. По первому образованию я — архитектор, и, значит, немного художник". "Немного художник", кстати, восхитил своими рисунками Тонино Гуэрра и Федерико Феллини... Над мультфильмом работает большая часть съемочной группы фильма "Кин-дза-дза", включая композитора Гию Канчели. Работа рассчитана на четыре года.