1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №202 (2144) за 08.09.2005

ОНА РУКАМИ ЧИТАЕТ ПУШКИНА И ЛЕЧИТ ДЕТЕЙ

Родителей 6-месячной Наташи Бурдейной огорошили новостью: "Ваша дочка — незрячая". Свет померк и в глазах ее мамы, но нужно было жить дальше, ведь в остальном-то девочка здорова.

Причину слепоты так и не установили, но к четырем годам, то ли благодаря лечению, то ли само собой, но зрение появилось: на 0,03%. Наташа стала различать силуэты людей и предметов, свет и тень. Даже некоторые цвета. Но синий и зеленый она воспринимает как один цвет, так же как темно-розовый и красный.

Мама не хотела, чтобы ее дочка отличалась от других детей, поэтому не стала держать ее дома, а отдала в обычный детсад. Да других-то в городке Крыжополь и не было.

— Дети сначала приняли меня как равную, — рассказывала Наташа. — Но потом заметили, что я не вижу, и стали забирать из-под носа игрушки, которые получше. Мне было обидно до слез. Но мама успокаивала, говоря, что другие игрушки тоже не ахти какие.

В школу девочка пошла тоже обычную. Первый год ежедневно мама отводила и забирала ее. Одну-то как отпустить. А позже эта обязанность перешла к старшему брату Тарасу. Наташа сидела за первой партой, но чтобы прочитать, что написано на доске, ей приходилось вставать, подходить близко и долго всматриваться. Это раздражало ее одноклассников, они насмехались над девочкой. Иногда и откровенно издевались: то ножку подставят на переменке, то стул на ее пути подсунут. Им было забавно наблюдать за реакцией незрячего. Частенько Наташа возвращалась домой в слезах.

Слово "инвалид" в нашем обществе ставит на человеке клеймо "второй сорт", а то и вовсе "ненормальный". Даже педагоги не видели разницы между незрячим и умственно-отсталым ребенком и сами порой обижали ученицу. Например, учитель химии говорила ей: "У тебя хватит ума вылить себе на голову серной кислоты, а мне отвечать". Девочку освободили от изучения химии практически против ее воли. И это вместо того, чтоб помочь ей, лишний раз продиктовать предложение или задачку. В основном всю информацию Наташа воспринимала на слух. Ей очень нравилась алгебра. Условия задачек мама читала ей, а девочка решала их в уме. Так же она учила и стихи.

— А если вдруг дома не удавалось выучить стихотворение, то послушав, как отвечают два-три человека, я уже и сама могла прочитать наизусть, — рассказала Наталья. — К сожалению, пока я училась в Крыжополе, то читала мало. Теперь нагоняю все.

Только в десятом классе Наташа переехала в столицу и стала ученицей интерната для слабовидящих детей. Здесь она изучила азбуку Брайля для слепых.

— Привели меня в новый класс прямо на урок, учитель говорит: "Дети, запишите тему". И все вдруг застучали. Я удивилась, а потом мне объяснили, что так незрячие грифелем пишут: выбивают знаки на листе, покрытом специальной рамкой с ячейками и лежащем на доске. Я сначала думала, что никогда не научусь этому, но освоила азбуку и способ письма за две недели.

В интернате Наташа стала заниматься физкультурой. Ведь в крыжопольской школе ее не выпускали в спортзал. Сейчас она бегает утром по два километра и занимается на тренажере.

Еще в школе она стала актрисой самодеятельного театра с незрячими артистами, который организовал инвалид по зрению Евгений Свет. Труппе предоставили возможность выступать на подмостках настоящих театров во Львове и украинской драмы имени Франко в Киеве. Весной они едут в Польшу с комедией "Людоед", в ней Наташа играет роль секретарши.

Она с детства мечтала быть медиком, и еще ученицей освоила профессию массажиста, а после окончания интерната с отличием закончила Высшую медшколу и стала медсестрой. Больше всего ей нравится лечить деток. Многие из них сначала приходят к ней со страхом, но Наташа весело, с шутками и прибаутками отвлекает внимание ребенка. И потом тот просто бежит на сеансы массажа.

Для слабовидящего человека стать врачом — это из области фантастики, но Наталья Бурдейная настолько настойчива, что кажется, ей это удастся. Кроме работы в интернате, она еще читает курс "Педиатрия и массаж" в Высшей медшколе и поступила на заочное отделение университета "Украина", чтобы изучать психологию.

В ответ на вопрос, чем она занимается в свободное время, девушка рассмеялась: "Да у меня его и нет совсем. Если не работаю, то много читаю. Иногда с подругами выбираемся погулять по городу. А еще у меня есть мечта — путешествовать по миру".

Наталье повезло: она в конце концов встретила людей неравнодушных, которые помогли оплатить учебу. Но сколько в нашей стране инвалидов, которые не столь уверены в себе, как она. Им тоже нужна помощь других людей и государства, чтобы они не были выброшены на обочину жизни и не чувствовали себя людьми второго сорта.