Выпуск газеты Сегодня №203 (2145) за 09.09.2005
ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ТЯНЕТСЯ "К СВЕТУ ЗНАНИЙ"
БОЛЬ В ЖИВОТЕ — "НЕУД" В ДНЕВНИКЕ
На мою подругу в прошлом году больно было смотреть — исхудала, с лица спала — а все из-за дочки-первоклассницы, у которой вдруг совершенно неожиданно ухудшилось здоровье и возникли проблемы с учебой. Как-то маме показалось, что ребенок неохотно идет в школу. Потом девочка стала жаловаться на боли в животе. На это сразу не обратили внимания, но когда у семилетней девочки начался энурез, родители всполошились. На фоне всего этого как-то не заметили, что в дневнике стали появляться плохие оценки, пара замечаний. Вот тут-то, проанализировав ситуацию, один из врачей направил пациентку к психотерапевту. И оказался прав!
Девочка рассказала, что во второй четверти ее невзлюбила учительница. Маленькая ученица могла задать неожиданный вопрос во время объяснения, не сразу откликалась на реплики учительницы, считала не "как полагается", а хитрым способом, которым научил ее папа. И педагог ее стала игнорировать, не замечать. Скрытая тревога дала о себе знать "фантомными" болями и мокрыми простынями. Родители поговорили с педагогом, поработали с психологом, и к концу последней четверти все относительно стабилизировалось, но сейчас второклассница опять пошла в школу. Мама боится повторений.
ОПАСНЫЕ ПЕРИОДЫ
Существуют три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю (5 класс) и переход из средней школы в старшую (10 класс). Первоклассник может привыкать к школе от 2—3 недель до полугода, пятиклассник — месяц, старшеклассник — 2—3 недели. Большая ошибка тех педагогов и родителей, которые считают, что этого периода нет. По их мнению, ребенок должен проучиться два-три дня и привыкнуть. На деле все гораздо сложнее.
— Главное, что мы всегда советуем родителям — внимательно следить за настроением своего ученика, — рассказывает детский психолог Ульяна Ложкина. — Если ребенок пришел из школы расстроенный, пренебрежительно отозвался о друзьях, не хочет идти на уроки, стал уставать, не концентрирует внимание — это первые признаки надвигающейся беды. Обязательно найдите время поговорить, расспросить, как дела, что нравится, что — нет. Если дитя из породы молчунов, нужно найти другой подход, например, задавать наводящие вопросы. Даже если все ответы будут "нормально", все равно можно будет понять, где "дело нечисто". "Раскручивайте" ребенка дальше, почти наверняка у него есть огромная потребность выговориться.