1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №204 (2146) за 10.09.2005

ОЛИГАРХ И ПРОТЕСТ СОПЕРНИКОВ НЕ ПОМЕШАЛИ НАШИМ ВПЕРВЫЕ СТАТЬ ЧЕМПИОНАМИ МИРА

Родион Лука и Георгий Леончук были "серебряными" на Олимпиаде-2004, дважды "бронзовыми" в мире (2001, 2003). И вот на прошлой неделе наконец-то стали "золотыми". С приключениями, конечно. А как без них — парус все-таки, как бы символ приключений... На чемпионате мира в Москве наши победили в классе яхт "49er". Как вернулись, мы связались с Родионом Лукой.

— Говорят, вам сыграло на руку то, что регаты проходили в речной акватории, а не морской, как обычно...

— Это правда, что у нас на Днепре условия похожие. Но разве что олимпийские чемпионы испанцы Мартинес и Фернандес, в основном, в океане соревнуются. А для остальных ребят из первой десятки условия были привычными. Крупные соревнования в речной акватории проходят регулярно. Вот в Норвегии чемпионат Европы был. Там водоем хоть и соленый, но такой же маленький, как в Москве. Или Олимпийские игры в Сиднее, где старты проходили внутри залива. Сейчас вообще тенденция: проводить соревнования как можно ближе к зрителям, недалеко от берега.

— Еще слышал, в Белокаменной проблемы участникам создавали отдыхающие...

— В Москве очень интенсивное судоходство. Во время гонок путь судам перекрывался, а в перерыве их пропускали. Было много катеров зрителей, иногда они подходили слишком близко к дистанции. Но серьезных проблем не создавали. Лишь однажды какой-то олигарх на огромной яхте заплыл на соревновательный участок, благо никому не помешал...

— На этом чемпионате было едва ли не рекордное число протестов. С чем это связано?

— Протесты подавали участники друг на друга. К примеру, лодки столкнулись, и свою вину никто признавать не хочет. Тут же возникали споры. Наверное, важность соревнований сказалась. Скажем, в последний день на нас подавали протест немцы. В целях личной выгоды. Мы даже в случае дисквалификации оставались на первом месте. А вот немецкий экипаж тогда бы продвинулся на одно место в общем зачете — с шестого на пятое. Но жюри отклонило протест. Потом мы с немцами поговорили, выпили вместе пива и разошлись без обид.

— А как соперники восприняли вашу победу?

— Возможно, только у британского экипажа Криса Дрейпера прослеживалось какое-то чувство раздражения. Они лидеры мирового рейтинга, им обидно проигрывать... А так, все поздравляли, на банкете в Москве победу отмечали всю ночь.

— В этом году вы победили только в одной регате в испанском Кадисе и были вторыми в американском Бискейн-Бей. И вот — победа на чемпионате мира...

— Просто берегли материальную часть к чемпионату мира, на других регатах используя старые материалы. В тех стартах у нас не было преимущества в скорости, фокусировались, в основном, на тактических моментах, пытались допускать меньше ошибок в технике. В Москве же, когда использовали все лучшее, в скорости англичанам уже не уступали.

Как и большинство других экипажей, считали этот чемпионат первым этапом подготовки к Олимпиаде в Пекине. Но с одной оговоркой: поставили себе цель обязательно выиграть этот "мир", чтобы чувствовать себя уверенно в течение предолимпийского цикла. В следующем году планируем побывать в Китае, присмотреться к специфике на месте будущей Олимпиады.

— Какие средства нужны, чтобы обновить матчасть?

— Новая мачта, лодка и паруса нужны каждый год. В комплекте все стоит 15 тысяч евро, покупать за свои деньги очень тяжело. И даже несмотря на поддержку госорганов и спонсоров, средств не хватает. Единственное, у нас есть фирма, которая предоставляет экипировку. Это ведь не один комплект, а несколько, в зависимости от погодных условий. Чтобы приобрести всю необходимую экипировку, нужно порядка 3000 евро на человека.

— А за победу на чемпионате организаторы предусмотрели премиальные?

— Нет, это ведь не легкая атлетика. У нас вообще заработать сложно. Скажем, другие не столь масштабные регаты проводят городские власти. И деньги выделяют исключительно на организацию. Нам же приходится тратить собственные средства. Есть, правда, соревнования "Вольво Чемпионс", в которых за победу дают аж 3000 евро на двоих. Но там же за дорогу и проживание придется выложить не меньше. Надеемся на деньги, предусмотренные Госкомспортом, президентские стипендии. Со временем хотим поучаствовать в профессиональных соревнованиях калибра Кубка Америки.

— Как же вы выживаете?

— Ремонтом яхт пока, к счастью, не занимаемся и надеемся, что не будем. Городские власти совместно с Госкомспортом тратят на нас в год около 40 тысяч долларов. В олимпийский год — порядка $60 000. Ожидаем президентскую стипендию, 1000 гривен в месяц зарплата. Этого как раз достаточно, чтобы выжить. Но не купить квартиру или машину. Правда, квартиру городские власти обещают. И это актуально, ведь у меня семья — жена, ребенок... Наши с Георгием жены зарабатывают так, чтобы мы могли заниматься спортом, не фокусируясь на деньгах.

— Жены не злятся на вас, что мало зарабатываете?

— К счастью, они понимают, что жизнь — это не только материальное. Всегда хочется больше денег, но в первую очередь, хочу достигнуть чего-то в жизни. А заработать, будучи чемпионом мира и серебряным призером Олимпиады, имея два высших образования, всегда успею. Сейчас уже зарегистрировался как частный предприниматель и консультирую зарубежных партнеров относительно проведения соревнований, тренировок...