1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №204 (2146) за 10.09.2005

ПОРА ПО ТАНКАМ!

Нечасто посчастливится вот так, глаза в глаза, оказаться рядом с легендарным конструктором, которого без ложного пафоса называют патриархом отечественного танкостроения. С генерал-лейтенантом Михаилом Борисюком наши пути-дороги пересеклись в Гончаровском гарнизоне на Черниговщине аккурат в канун отмечаемого каждое второе воскресенье сентября профессионального праздника — Дня танкистов. Повод был под стать приподнятому настроению — 1-я Отдельная гвардейская танковая бригада Сухопутных войск ВСУ принимала партию модернизированных боевых машин "Булат". Таких царских подарков армия наша давно не видела. Генеральный конструктор Борисюк чувствовал себя на четверть века моложе. И так увлеченно рассказывал о своем детище, что становилось понятно: без танков Украине никуда.

Ни старый конь, ни старый танк борозды не испортят. Но на глубокую пахоту силенок уже недостаточно.

После распада Союза в Украине оставалась целая танковая армада — более 6 тысяч боевых машин. Ратифицировав в 1992-м Договор об обычных вооруженных силах в Европе, за три последующих года сократили (читай, уничтожили) почти 2 тыс. танков. Что прикажете делать с оставшимися? Списать в утиль — вроде не по-хозяйски, как никак, некогда ударная сила Сухопутных войск. Купить — не купят. И сотни, например, морально устаревших Т-64 были, словно чемодан без ручки.

В Харьковском конструкторском бюро машиностроения имени Морозова и на предприятии "Завод имени Малышева" здраво рассудили, что бронечемоданам этим еще впору обрести вторую молодость. И в рамках госзаказа взялись реализовывать проект их глубокой модернизации.

МОЩЬ И ЗАЩИТА

— В экономическом плане она гораздо выгоднее разработки новой техники, — говорит начальник Центрального бронетанкового управления Командования сил поддержки Генштаба ВСУ полковник Сергей Бруль. — А боевая эффективность при этом поднимается до уровня современных образцов. Тем же путем идут западные танкостроительные фирмы Германии, Франции, Великобритании.

Придумывали Т-64БМ, который назвали "Булат", около двух лет. Изготавливали восемь месяцев. Усовершенствуя тактико-технические характеристики, не забывали о соотношении "Эффективность — стоимость". Машина в итоге получилась, как лялечка. Мало того, что каждый экземпляр примерно на порядок дешевле германского "Леопарда-2" ($500 тысяч против 4,8 млн), так и огневая мощь, комплексная защищенность значительно усилились. В современном бою эти качества играют определяющую роль. Что наглядно показала война в Ираке, за два года которой американцы потеряли 80 непробиваемых "Абрамсов".

Харьковчане такие моменты учитывали. И первую партию из 17 "Булатов" пригнали в часть под Гончаровском, чтобы после заводских и государственных испытаний провести на здешнем полигоне эксплуатационные.

ИЗ БОКСА — В ПОЛЕ

Экипажи волновались будто перед первым любовным свиданием. Драили у боксов выстроившиеся по линейке машины, в сотый раз проверяли работу основных узлов, механизмов — танк, как любое оружие, любит ласку, чистоту и смазку. На сноровисто двигавшихся парней в черных комбинезонах заворожено глядел мальчуган — сын командира подразделения. В его глазах читалось неподдельное желание так же лихо вскочить на броню, забраться в чрево грозной машины и взятьна себя рычаги управления.

После торжественных звуков духового оркестра одна из "Тэшек" минут 20 с показательным усердием утюжила территорию военного городка, умудряясь вращать во все стороны башней, попеременно поднимать-опускать пушку, зенитную установку, филигранно вписываясь при этом солидными габаритами в скромные размеры асфальтированных дорожек. Чувствовалось, королевство маловато: таким машинам показан оперативный простор. И мы вслед за ней отправились на полигон.

Вот уж где экипаж машины боевой отвел душу! Окутанный клубами пыли, точно дымовой завесой, "Булат" разгонялся до 30—40 км в час и оглашал окрестности стремной пальбой. Сначала появлялась вспышка пламени, а затем земля содрогалась от грохота. Танкисты так увлеклись, что вскоре исчезли из поля зрения, и среди публики возникло предположение, не в соседнее ли село те отправились на радостях. Вскоре Т-64БМ опять возник и, двигаясь задним ходом, произвел еще несколько выстрелов, от которых с непривычки изрядно заложило уши.

Когда умолк двигатель, члены экипажа сдержанно похвалили новичка:

— Послушный. Надежный. Не капризничает.

С этим мнением и Сергей Бруль согласился. Сказал, что конструктора и заводчане делали "Булат" на совесть. И не одни:

— В модернизации танка много предприятий, НИИ украинских участвовало, это плод коллективных усилий. Благодаря им внедрили современную систему управления огнем, в том числе по лучу лазера ракеты. Оснастили высокоточным оружием. А новейшая защита "Булата" делает его малоуязвимым от современных противотанковых средств даже в сравнении с "Челленджером", "Леклерком", другими известными машинами западного производства.

ОТ -40 ДО +55

Сколько всего будет выпущено таких "Тэшек", генконструктор бронетанкостроения Михаил Борисюк уточнять не стал, обронив, что харьковчане изготовят любое количество — был бы заказ. И за рубеж поставки возможны. До сих пор не превзойден успех крупнейшего пакистанского контракта, когда малышевцы отправили в Исламабад 320 танков Т-80УД. Михаил Демьянович лично участвовал в их испытаниях в экстремальных условиях высоких температур пустыни Тар.

Диапазон эксплуатации "Булата" еще шире — от минус 40 до плюс 55С. На мой вопрос, не помешал ли бы кондиционер, генерал ответил, что, в принципе, это не проблема. И пакистанцы сперва настаивали на "кондишн". А поэксплуатировали "восьмидесятку" и поняли — достаточно существующей системы вентиляции. "Кондер" же иной раз вызывает побочный эффект: посидит-посидит под ним солдат, разомлеет, выберется на жару, и от перепада шок схлопочет. Так-то. Век живи — век учись.

Мелькнула у меня шальная мыслишка хоть на броне, хоть внутри прокатиться с ветерком. В БТРе, БРДМе, БМП, "Хаммере" случалось, а в танке не довелось. Да провожатые отговорили, обещали в следующий раз — надо бы самим для начала обкатать, освоиться, привыкнуть, потом и корреспонденту разрешат.

Борисюку, доктору технических наук, профессору, лауреату Ленинской и Государственной премий, Герою Украины, заслуженному машиностроителю, ни за что не дашь 70. Вот уж верно — каждый танк в его судьбе не застывшая броня, а нечто одушевленное, живое.

Михаил Демьянович мне по секрету и о последней новинке харьковчан немного рассказал — "Оплот" называется. Очень перспективная, сказал, машина, поспорит с российским Т-90, сейчас проходит опытную отработку. Когда увидим в деле? А как государство закажет, так сразу:

— Современный танк на уровне современного танкостроения. Мы с россиянами постоянно конкурируем, то они вперед вырвутся, то мы, и это здорово подхлестывает.

Еще бы! Генерал ведь до Харькова, где уже 15 лет генконструктором, столько же на Урале трудился и не плуги-бороны там придумывал. Так что соперничество ревностное — кто кого...

БЕЗ СБОЕВ, ШТАТНО

Программа развития вооружений ВСУ до 2011-го предусматривает, что в следующем году "Булаты" поступят в три батальона, и лет через шесть весь танковый потенциал Сухопутных войск будет состоять из новых и модернизированных машин. А мне, по незнанию, казалось, что в условиях глобальных конфликтов танки уже неактуальны. Как бы не так!

Партия Т-64БМ, свидетелем передачи которой в войска пришлось стать, самая крупная в новейшей истории Украины. Ранее, сразу после парада в честь 10-й годовщины независимости, десять Т-84 пополнили парк 72-й механизированной дивизии того же Северного оперативного командования. Мало-помалу переоснащается войско. Ну, не так, чтобы быстро, и все-таки сдвиги налицо.

...Из Гончаровского гарнизона мы вернулись несколько дней назад. Потому прежде, чем поставить в материале точку, я связался с Сергеем Брулем — как идет обкатка техники, что показали испытания в поле?

— Все проходит штатно, согласно плану боевой подготовки, — по-армейски четко доложил офицер. — Сбоев нет. Офицеры уже практически освоили новые машины, экипажи учатся.

Тогда, стало быть, за танкистов. Пускай воюют только на учебных полигонах, и "Булаты" их ни в чем не подведут.


В ТЕМУ
Специалисты утверждают, что по ряду ТТХ "Булат" не только не уступает, но даже превосходит свои зарубежные аналоги. Мощность форсированного двигателя — 850 лошадиных сил. Комплект дополнительной защиты надежно оберегает корпус и башню от кумулятивных и кинетических (бронебойных подкалиберных снарядов) средств поражения. Современный комплекс управления огнем Т-64БМ способен подавить любую точку противника. Дальность обнаружения цели — 4 км днем и 800 м в ночных условиях.