1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №209 (2151) за 16.09.2005

"ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ" СТРАХОВАНИЕ ЖИЛЬЦОВ

В редакцию "Сегодня" обратились несколько жителей Киева с просьбой разъяснить, что за новые платежки они обнаружили в своих почтовых ящиках. С виду они весьма напоминают счета за предоставление жилкомуслуг, рассчитываться по которым обязательно. А на самом деле являются... квитанциями на добровольное страхование жилья. Мы решили разобраться, насколько законно такое "клонирование".

"БЕЗ МЕНЯ МЕНЯ ЖЕНИЛИ"

С первого взгляда "рахунок за надання послуги страхування" ничем не отличается от жэковских платежек. В нем есть номер жэка, расчетный счет владельца лицевого счета, его адрес, фамилия и даже площадь квартиры. Только в графе, где обычно указывают, за что взимается плата, стоит: "услуги страхования" и сумма (в имеющемся у нас экземпляре — 8 грн. 58 коп.). А под "рахунком" — рекламная листовка, в которой мелким шрифтом разъяснено, что данная услуга является льготным добровольным страхованием недвижимости от пожара, потопа, залития фекалиями и даже от сильного ветра и атмосферных осадков. Страховой взнос составляет 20 коп. за 1 кв. м в месяц или 2,4 грн. в год, а страховая сумма — почти в 1000 раз больше: 2384 грн. на 1 кв. м общей площади.

По словам дамы, которой пришло данное предложение застраховаться, больше всего ее и соседей возмутил факт, что "без меня меня женили". Причем, как она полагает, бланки страхования сознательно "замаскированы" под счета за жилкомуслуги, чтобы людям с плохим зрением или просто не очень внимательным было сложнее в них разобраться. Дальше срабатывает стереотип мышления: клиент платит деньги, чего и требуется добиться.

НИКТО НИКОГО НЕ ОБМАНЫВАЕТ

"Почему бланки так похожи и не вводят ли они по этой причине в заблуждение плательщика?" — спросили мы у замдиректора Главного информационно-вычислительного центра (ГИВЦ) Киева Валерия Кононца. Он объяснил, что, по согласованию с заказчиком — страховой компанией "Добробут", предлагающей жителям Дарницкого района столицы данную услугу, за основу взяли стандартный образец. Так дешевле, удобнее и быстрее. Если хозяева квартир, прежде чем платить, внимательно прочтут в разъяснении внизу, за что с них хотят взять деньги, они поймут: такое страхование — дело добровольное. По его словам, со времени распространения квитанций, платежей по ним пришло на ГИВЦ более чем на 400 грн.

Председатель правления компании "Добробут" Николай Ященко также отрицает, что клиентов намеренно хотели ввести в заблуждение, тем более, что к "рахунку" есть разъяснение. А форма бланка, по его словам, может быть любой, закон это не регламентирует. К тому же, если человек не разобрался и случайно уплатил, он может обратиться в офис фирмы, написать заявление и деньги ему вернут. Данная услуга вводится впервые в виде эксперимента, и только в Дарницком районе.

Тем не менее в УЖХ Дарницкого района нам сообщили: они собираются расторгнуть договор об услугах по доставке таких счетов, потому что жильцы недовольны. Одни предъявляют претензии к коммунальщикам, полагая, что те хотят таким образом получить дополнительные доходы, другие считают обнародование в этих документах их личных данных вмешательством в частную жизнь.

НА ГРАНИ ФОЛА

С просьбой прокомментировать юридическую сторону описанного страхового сервиса мы обратились в департамент по делам защиты прав потребителей КГГА и Лигу страховых организаций Украины (ЛСОУ).

И. о. начальника юридического отдела департамента Константин Хоменко усматривает в действиях страхкомпании нарушение сразу двух законов: "О защите прав потребителей" и "О рекламе". В частности, ст. 19 закона "О защите прав потребителей" гласит, что потребитель имеет право на свободный выбор товаров и услуг, в данном же случае компания фактически навязывает жильцам свои услуги. Кроме того, в статье 1 закона "О рекламе" сказано, что потребители рекламы — это неопределенный круг лиц, на которых она направляется. А в присланных счетах указаны конфиденциальные сведения о владельце квартиры, то есть, несмотря на разъяснения, что данная услуга является добровольной, направлена она на конкретного человека, причем без его согласия. В этой ситуации представителям страховой компании правильно было бы обеспечить жильцов рекламными проспектами, рассказывающими об их услуге по страхованию (то есть только то, о чем написано в прилагаемом к "рахунку" пояснению) или пообщаться с ними на эту тему лично.

Светлана Глушко, начальник департамента связей с общественностью ЛСОУ, в которую входят ведущие страховые компании, сообщила, что "Добробут", никакого отношения к Лиге не имеет, ибо не в ней не состоит, и выразила удивление подобным ноу-хау в работе с клиентами.

БДИ!

Выводы традиционны: в любой ситуации, прежде чем выкладывать свои "кровные", внимательно разберитесь какую же услугу вам предлагают и нуждаетесь ли вы в ней. Только в этом случае сэкономите не только деньги, но и время, и нервы.