1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №212 (2154) за 20.09.2005

В НАШЕЙ ИСТОРИИ ТРУДНО НАЙТИ "АКТИВИСТОК"

Признаюсь, что читала любовно-исторические триллеры Симоны Вилар с полной уверенностью, что у писательницы папа — француз, а мама — англичанка, или наоборот. Поскольку действие всех ее романов, издававшихся в России и Украине, происходило в средневековой Европе. Например, "Исповедь соперницы" и "Анна Невиль" переносили читателя в Англию прошедших веков, а остальные, вроде "Ветра с Севера" и "Королевы в придачу", — в средневековую Нормандию и Францию.

А еще я склонялась к мнению, что автор, скорее, всего, по профессии историк, поскольку, несмотря на лихо закрученный сюжет, "развесистая клюква" здесь не росла. Действие всех любовных историй развертывалось на фоне известных исторических событий, которые были отображены явно со знанием дела, начиная с хитросплетений политических интриг и заканчивая бытом средневековых красавиц. Отчасти чутье меня не подвело — автор действительно профессиональный историк. А вот что касается национальности…

Как оказалось, под куртуазным именем Симона скрывается харьковчанка Наталья Гавриленко. Умница, красавица, выпускница Харьковского национального университета. Собственно говоря, псевдоним она взяла не по своей воле. В 1993 году, когда в Москве выходил ее первый роман, у читателей были популярны иностранные авторы, и поэтому издатели предложили Наташе придумать себе подходящий псевдоним. Так на свет появилась Симона Вилар, на счету которой уже 11 романов.

КАК СИМОНА ХОТЕЛА СТАТЬ НАТАШЕЙ

Так бы все шло и дальше, но свою двенадцатую по счету книгу — исторический авантюрный триллер "Чужак" — харьковчанка решила посвятить временам Киевской Руси. Ради этого Наташа хотела было отбросить свой англосаксонский псевдоним, но не тут-то было. Как выяснилось, преданные читатели были готовы и дальше покупать полюбившиеся им произведения Симоны Вилар, а вот к автору по фамилии Гавриленко отнеслись равнодушно. Издатели не рискнули пренебречь законами книжного рынка — Наташа осталась Симоной.

— Наташа, в соответствии с законами жанра, все ваши героини — смелые, энергичные, умные и красивые женщины. Почему 11 предыдущих романов посвящены француженкам и англичанкам?

— Героиней романа стать нелегко. Прежде всего главная героиня должна быть активным действующим лицом. С ней должны происходить необычайные события, она должна самостоятельно принимать решения, предпринимать активные действия, то есть "вести сюжет". В истории западных стран таких женщин было немало, между тем Киевская Русь была патриархальной страной. За некоторым исключением, в нашей истории трудно найти активных женщин. Во всяком случае, о них сохранилось мало информации в исторических документах, на которые я, как писатель, опираюсь.

И все же я собралась с духом и начала писать об обычной женщине Киевской Руси по имени Карина, которая жила в суровые времена язычества, воинственных князей Аскольда и Дира. Здесь и набеги врагов, и походы, и… страстная, всепоглощающая любовь. Причем избранником героини я сделала не просто пригожего молодца, а врага, шпиона, засланного Олегом из далекого Новгорода в стольный Киев. Страстные чувства, противостояние двух сильных натур, предательства, измены, разлуки — все это на фоне колоритной эпохи воссоединения Киева и Новгорода, времени "откуда есть и пошла Русская земля".

— И как же вы сделали вашу Карину самостоятельной?

— Мне пришлось сделать ее вдовой, которую заставили быть активной сами обстоятельства. Оказавшись без поддержки супруга, молодая и красивая женщина занялась сугубо мужским тогда предпринимательским делом — наперекор всем предубеждениям современников открыла в Киеве гостиный двор. Кстати, опасаясь потерять понравившееся ей независимое положение, она отнюдь не рвется снова выйти замуж. Но, встретив Чужака, не устояла против роковой любви... Помимо собственного воображения, я опираюсь на данные летописей и воспоминания иностранных путешественников. Так, со слов арабского автора Ахмета ибн Фадлана мы знаем, что русы почитали своих жен и любили их богато одаривать. Он пишет, что жены их были нарядны, они носили монисто из золотых и серебряных монет, которые выказывали как их социальный статус, так и показывали отношение к ним мужей. Прочное положение женщины, жены, хозяйки было подкреплено особым почтением, которым пользовалась богиня домашнего хозяйства Мокошь. В языческом пантеоне она располагалась рядом с верховными богами славян — Перуном, Велесом, Родом.

ВМЕСТО ЖЕНЫ ЛИШАЛИ ЖИЗНИ РАБЫНЮ

— Другими словами, женщинам того времени жилось в общем неплохо?

— Так было только при наличии хорошего и любящего мужа, а вот положение вдов можно назвать весьма тягостным. Бывало, что женщина даже предпочитала умереть вместе со своим мужчиной. В исторических документах существует упоминание об обычае, когда жены русов, подобно индийским вдовам, предпочитали после смерти мужа совершать обряд самосожжения или повешения на специальных "воротах", как, например, это бытовало в славянском племени вятичей. Впрочем, тот же арабский путешественник описывает обычай, когда на тот свет с умершим отправляется не жена, а рабыня, добровольно решившая стать его спутницей. Такую невесту-спутницу богато наряжали, угощали и лелеяли все время тризны, а потом убивали и укладывали рядом с покойником. Кстати сказать, женственные красавицы Древней Руси весьма отличались своим мягким нравом от гордых и мужественных скандинавок. Мужчинам-скандинавам приходилось тратить немало сил, добиваясь своих избранниц, которые могли отстаивать свою свободу, сражаясь с оружием в руках не хуже викингов. Так дочь одного их скандинавских королей по имени Альфгильд ради избавления от ненавистного жениха собрала своих подруг и уплыла с ними в море, занявшись вольным промыслом викингов. Таких женщин называли щитоносными девами, в бою они были страшны.

— Кто имел право называться "законной" женой?

— В эпоху язычества понятия брака были весьма расплывчаты. Женой считалась женщина, которая родила своему мужчине детей и наследовала его имущество. Первые христианские летописцы описывают принятые у племен древлян, радимичей, вятичей и северян обычаи похищения невест у воды или во время игрищ, хотя у большинства славянских племен было принято предварительно сговариваться с невестой. Этнографы отмечают, что похищение девушек с их согласия сохранилось как брачный ритуал в крестьянской среде в северных и зауральских землях даже в ХIХ веке, где браки-"убеги" были частым явлением.

— Существовало ли тогда понятие верности супругов?

— Есть сведения об удивительном для варварских племен целомудрии славянских женщин и супружеской верности. Арабский автор Гардизи, описывая обычаи наших предков, упоминает о наказания для прелюбодеев: "Если кто совершает прелюбодеяние, то его убивают, не принимая у него никаких извинений". В те далекие времена кипели нешуточные страсти.

— А кто из женщин Древней Руси первой упомянута в летописи?

— Сестра легендарных основателей Киева Кия, Щека и Хорива — Лыбидь. По легенде, Лыбидь постигла трагическая любовь, и от ее слез образовалась река, которую назвали в честь девушки. В память о печальной красавице в старину было принято юношам и девушкам встречаться на берегах реки Лыбеди. Однако это все-таки легендарный персонаж, а вот умная, властная, волевая княгиня Ольга — это уже реальная история.

Первая известная христианка Руси, красавица, пленившая красотой и умом византийского императора, Ольга бесспорно была личностью колоритной и загадочной. Об ее авторитете и том почете, каким она пользовалась на Руси, свидетельствует "Повесть Временных лет", сообщающая о том горе, какое пережили люди, когда их правительницы не стало: "… и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на выбранном месте".

ПЯТЬ ОФИЦИАЛЬНЫХ ЖЕН ВЛАДИМИРА, И ШЕСТАЯ — САМАЯ ЛЮБИМАЯ

— А сохранились свидетельства о простых, незнатных женщинах Древний Руси?

— Можно упомянуть ключницу Малушу, служанку княгини Ольги. Должность экономки, заправляющей немалым хозяйством, требовала от женщины незаурядных умственных качеств и сноровки. Видимо, Малуша к тому же была хороша собой, поскольку на нее обратил внимание самый прославленный воин Древней Руси князь Святослав. Как свидетельствует "Повесть временных лет", Малуша была дочерью некоего Малка, простого жителя города Любич.

— У Святослава и Малуши были дети?

— Был сын Владимир, князь Красное Солнышко, будущий креститель Руси. Он сумел возвыситься, сокрушить противников и стать единовластным правителем на Руси благодаря своим достоинствам, несмотря на позорное прозвище "робичич". Ведь Малуша была из челяди и могла считаться рабыней.

— Кстати, дорого ли стоила тогда рабыня?

— Красивая белая рабыня ценилась очень дорого — за нее могли заплатить 1000 серебряных дирхемов. Девушки-невольницы были одним из предметов экспорта. А поскольку религия не позволяла ни мусульманам, ни христианам обращать в рабство своих единоверцев, то славянские язычницы были наиболее часто встречающимся товаром на рынках белокожих невольниц. Кстати сказать, по сообщению ибн Фадлана, русы не только открыто торговали красавицами, но и без стеснения практиковали публичный, часто групповой секс.

Владимир, например, был таким любвеобильным, что даже стыдливый христианский летописец был вынужден упоминать о его гаремах. Известно, что из пяти официальных жен Владимира четыре были христианками — одна гречанка, одна болгарка и две чешки. Наверняка они пытались обратить своего мужа-язычника в христианство. Правда, маловероятно, чтобы их влияние было решающим. Скорее, выбор князя объясняется тем, что это была религия самого сильного на тот период соседнего государства — Византии. Одним из условий крещения и союза с могучей державой стал его брак на византийской царевне Анне. Стоит отметить, что константинопольские правители не стремились отдавать своих женщин в другие страны. Порой они даже обманывали государей иных держав, отдавая им в жены дальних родственниц или незаконнорожденных дочерей, только бы не иметь династических связей с варварами.

— Так что брак порфирородной царевны Анны и князя Владимира был для Руси удачей?

— Очень большой удачей. Кстати, при выборе невесты византийцы заботились, чтобы она была благонравна и красива, высокородность здесь играла второстепенную роль. Для императоров зачастую устраивались смотрины невест — красавиц свозили со всей империи.

— Какой осталась Анна в истории Руси?

— Она стала, по сути, первой законной княгиней Владимира, хотя была уже шестой женой. Ради нее остальных он отослал с глаз долой. Влияние Анны на Руси было неоспоримо — она привезла в Киев первую библиотеку, покровительствовала христианству, привезла на Русь чудотворные иконы, в частности, икону Божьей Матери, написанную по преданию самим евангелистом Лукой. Она, наверняка, оказала влияние и на моду — холеная, роскошно одетая византийская царевна являлась образцом подражания для местных женщин. Согласно преданию, Владимир очень любил и почитал Анну. Она родила ему двух сыновей — Бориса и Глеба, первых русских святых, а так же дочь Марию.

— Почему Русь миновал культ Прекрасной Дамы, который оставил такой яркий отпечаток в культуре Европы?

— Пожалуй, дело в религии. Католики почитают Деву Марию, преклоняются перед ней, как перед прекрасным возвышенным существом. Почитание же женщины в религии повлекло за собой почитание Прекрасной Дамы. В православии же Богородица олицетворяла женщину, выполняющую материнские функции. Не было ни малейшего намека, что перед ней нужно преклоняться, как перед идеалом или личностью. Соответственно, единственное, на что могли надеяться женщины Руси — это уважение в качестве матери, жены, хозяйки очага.

— И все-таки, где бы ни жили представительницы слабого пола, как бы ни влияли на их судьбу воля и устремления мужчин, многие из них все-таки они оставили свой след в истории...

— Как ни странно, но вмешательство женщин в исторические процессы, их влияние, их страсти и по сию пору принято иногда считать скорее историческим анекдотом. Я не разделяю эту точку зрения. На мой взгляд, большая история человечества — это совокупность таких вот маленьких историй, как женских, так и мужских. Некоторые из обыкновенных "бесправных" женщин далеких веков творили историю не в меньшей мере, чем самостоятельные политические деятельницы нашего времени. Я уверена, в частности, что их влияние на мужей и возлюбленных было гораздо больше, чем это отражено в официальных документах. Об этом я и пишу в своем следующем романе, над которым только что закончила работу.

— Это уже будет 13-я по счету книга... Наташа, вы не суеверны?

— Нет, я, честно сказать, даже не думала, какой будет по счету эта книга. И все-таки это удивительное совпадение… Я назвала роман "Ведьма".

— Это тоже роман о славянке?

— Да, главной героиней книги стала девушка из племени древлян, живущей во времена правления князя Игоря и Ольги. Но на этот раз это будет историческое фэнтези. Я захотела наделить свою героиню большими, чем в предыдущем романе, возможностями, на этот раз, магическими. Моя юная древлянка — ведьма, поначалу не знающая всей мощи своих сил. На протяжении романа ей еще предстоит узнать, на что она способна. Она ощутит свободу вседозволенности, что-то из-за выиграет, но и чего-то лишится в обмен на приобретенное могущество. Можно сказать, что это будет своего рода женское фэнтези, где поставлен вопрос: "Может ли безграничная свобода чем-то грозить самой женской сущности?" Согласитесь, вопрос сегодня более чем актуальный.