1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №215 (2157) за 23.09.2005

РОССИЙСКИЙ РЫНОК — ЛАКОМЫЙ КУСОЧЕК, ЗАПАДНЫЙ — ЗАБИТ ПОД ЗАВЯЗКУ

Первая неделя октября в Киеве ознаменуется открытием ежегодного фестиваля "Сезоны моды". В этом году фестиваль впервые покажет телеканал Fashion-TV (Украина). Некоторые коллекции увидят и на Fashion-TV (мировой, более 500 млн. зрителей). Кроме того, уже второй год подряд в прямом эфире зрители увидят "Сезоны" и по М1. О том, что же произойдет на подиуме фестиваля и вообще о состоянии украинского дизайнерского бизнеса "Сегодня" рассказала Ирина Данилевская, председатель оргкомитета "Сезонов моды".

— Расскажите какие сюрпризы готовят "Сезоны моды"?

— Впервые на "Сезонах моды" появятся дизайнеры из других стран. Россию представят Маша Шароева (наша землячка — она родилась в Киеве, но в 10 лет переехала в Москву) и Алина Герман из Санкт-Петербурга ("Лучший молодой дизайнер по версии Fashion-TV" (Россия). И третий гость — Автандил Цквитинидзе — лучший дизайнер Грузии. В Москве его просто разрывают на части, настолько он популярен. У Автандила даже в Лондоне есть продажи. В этот раз проводим показы в Пушкинском парке, там хороший выставочный центр, и я думаю, что гостям будет приятно проехать по аллее с желтыми листьями, и после рабочего дня настроиться на восприятие моды.

— Не препятствуете иностранным дизайнерам конкурировать с украинскими?

— Мы сами никого не приглашаем — бережем этот рынок для украинских дизайнеров. Сначала мы должны научить украинцев носить отечественную одежду. Но поскольку гости сами подали заявки на участие, то это немного нас настроило на другой лад, менее лирический. Если дизайнеры из России и Грузии считают, что украинский рынок им интересен и готов к тому, чтобы воспринимать одежду не только итальянскую, французскую, но и российскую и грузинскую, то мы не должны искусственно закрывать этот рынок.

— Есть постоянные участники, которые представляют коллекции из года в год?

— Да. Например, "NB Poustovit", дизайнер Лилия Пустовит. Она одна из немногих, которая была известна в нашей стране еще до "Сезонов моды". Дуэт Татьяна Земскова и Алена Ворожбит тоже постоянно с нами. Алексей Залевский, Оксана Караванская, Роксолана Богуцкая, ТМ "Столичный", Кристина Гусина последние четыре года не пропускает показы.

— А есть ли дизайнеры, которым вход на "Сезоны" закрыт?

— Нет, таких нет. Но мы всегда беседуем с дизайнерами, которые хотят участвовать, и каждый раз разговор начинается с того, что мы чуть ли не отговариваем участников — пытаемся понять, действительно ли это им нужно. Например, Сергей Ермаков делает уникальные вещи, очень интересные и неординарные, но нужно ли ему и его бизнесу участие в неделе "прет-а-порте"? Наверное, нет. Для таких эксклюзивных вещей нужно проводить показ для клиентов. Очень часто к нам обращаются владельцы фабрик с просьбой разрешить показать коллекцию экспериментального цеха. Но нужно ли на одном подиуме конкурировать очень качественной, прекрасно сшитой, но все-таки массовой одежде с радикальными идеями дизайнеров. Каждый участник "Сезонов", берет на себя ответственность за моду в Украине на следующие полгода. Такое сравнение будет явно не в пользу фабрик.

— Сколько стоит участие в "Сезонах моды"?

— Взнос, который платят дизайнеры за участие, дифференцирован. Дизайнеры, которые участвуют первый раз, платят больше. Но все крутится вокруг суммы в 5 тыс. гривен.

— Какие требования к дизайнерам?

— У каждого должно быть не менее 30 выходов. Есть и максимум. Когда-то к нам обратился Михаил Воронин, который только создал новую спортивную линию. Воронин немного не наш формат, но мы были рады, потому что благодарны ему за поддержку, ведь его коллекция была на самых первых "Сезонах" в 1997 году. Начался показ, прошло 20 минут, 30, а модели все выходят. Тогда я спросила у супруги Воронина, сколько же единиц в коллекции. Оказалось, 72! И с тех пор у нас правило — не менее 30, но не более 70 единиц. Еще одно правило: показываем коллекции на полгода вперед, то есть осенью — коллекции сезона "весна/лето", а весной — "осень/зима". Мы перешли на европейский график несколько лет назад, и он себя оправдал, потому что дизайнеры успевают получить заказы от магазинов, отшить их, ведь после "Сезонов" у них появляется огромное количество клиентов. Потенциальные байеры смотрят коллекцию на полгода вперед.

— Насколько сложно сейчас пробиться молодому дизайнеру?

— Все зависит от таланта и некоторых "бойцовских" качеств. Многие известные дизайнеры начинали с показов своих первых небольших коллекций, сшитых дома, — друзьям, в ночных клубах. Есть модельеры, которые шли другим путем — делали эскизы, шили коллекции и предлагали партнерство владельцам крупных торговых марок. Например, компания Nota Bene, владелец марок NB Poustovit и Nota Bene&Karavay. Можно обратиться к нам на конкурс "Сезоны моды. Взгляд в будущее" (проводится раз в год, с февраля по конец мая — начало июня. — Авт.). Для участия в первом этапе конкурса нужно прислать эскиз. Хотя мы просим даже подколоть к нему небольшой кусочек ткани из которой, по мнению автора, должен быть сшит этот наряд. На втором этапе — сшить две единицы, а на третьем, для тех, кто пройдет, пять единиц, включая две предыдущие. Очень многие дизайнеры получают работу после этого конкурса. Например, Валентина Казаченко, владелица торговой марки "Доминанта", предложила работу сразу двум молодым модельерам — Ксении Марченко и Александру Каневскому. Она заказала им огромные коллекции на "Сезоны моды", по 45 единиц.

— Не боитесь, что у "Сезонов моды" может появиться конкурент?

— Я не считаю, что это полезно, потому что знаю, как в России обстоят с этим дела. У них ведь три недели "прет-а-порте" и сказать, что это улучшает ситуацию с модой, я не могу. Организаторы, вместо того, чтобы полноценно отдаваться работе, тратят время на переманивание дизайнеров. Хотелось бы, чтобы появилось побольше фестивалей, связанных с модой, таких как "Киевский подиум", "Хрустальный силуэт" и выставка Kiev Fashion. Это приучает людей к одежде, сделанной в Украине.

— Иностранные байеры часто к нам приезжают?

— У нас есть дизайнеры, которые работают с Россией и российскими бутиками: это Лилия Пустовит, Ирина Каравай, Виктория Краснова, Татьяна Земскова, Алена Ворожбит. А две недели назад у нас были представители молодого, но известного миланского шоу-рума.

— Украинская мода способна конкурировать с российской?

— Мы должны конкурировать с Россией, но только на ее территории, потому что российский рынок — очень лакомый кусочек. Он огромен. Кроме того, мы соседи, у нас прозрачные границы. Как показывает участие некоторых наших дизайнеров в российских неделях мод, по уровню творчества мы успешно конкурируем. Можно сказать, что российская мода чуть строже, чуть суше. Наша ярче и веселее.

— А с Западом?

— Здесь сложнее, но дело не в идеях, не в таланте. Западный рынок достаточно закрыт и забит. Европейский рынок очень внимательно относится к вопросам качества, играет по двойным стандартам. Во-первых, некоторые известные европейские марки отшиваются в Украине. Но при этом, когда речь идет о том, чтобы коллекции украинских дизайнеров продавались на Западе, сразу возникает вопрос о качестве. Они просят отшить коллекции в Италии или хотя бы в Чехии. Уже возникает момент недоверия. Но я надеюсь, что чем больше украинских дизайнеров будет попадать на европейский рынок, тем больше это доверие возрастет.

— Нужен ли нашей стране собственный модный телеканал?

— Если честно, думаю, не нужен. Все модные каналы всегда освещают кроме своих мероприятий очень много событий, происходящих на Западе, и таких телеканалов сейчас достаточно. А вот профессиональных качественных программ о моде на украинских телеканалах хотелось бы побольше.