1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №218 (2160) за 27.09.2005

ЗВОНИЛ, НЕ ЗВОНИЛ... ДЕНЬГИ НА БОЧКУ!

В ситуации, о которой пойдет речь, может оказаться каждый, у кого есть дома телефон. А именно: в один "прекрасный" день вы получаете счет на умопомрачительную сумму за переговоры с абонентами из стран, куда вы никогда в жизни не звонили. Доказать свою правоту владельцу номера чрезвычайно сложно. Но самое абсурдное, что можно сделать в подобном случае, — вести "политику страуса", "пряча голову в песок", бездействуя и надеясь, что все обойдется. Такая надежда, увы, тщетна: откажетесь платить — аппарат отключат, а долг все равно взыщут через суд.

БЫЛ НОМЕР, ДА И "ПОМЕР"

Герой нашей истории Николай М. не бездействовал, наоборот, жаловался долго и много, но ничего не добился. Почему? Потому что упустил время. Посмотрим хронологию событий. С ноября 1998 г. М. стал получать астрономические счета за переговоры чуть ли не со всеми странами мира, до которых уже дошли блага цивилизации в виде телефона. И... выбрасывал их в мусорную корзину, ибо, по его словам, никогда за рубеж не звонил. Не насторожило М. и то, что его сосед по подъезду в новом доме на столичной Троещине сдавал свое жилье "лицам азиатской национальности", торговавшим на Троещинском рынке. Кои вполне могли подключиться к его линии, дабы поболтать за чужой счет. Понятно, что долго так продолжаться не могло: долг стремительно рос, достигнув 2500 грн., поэтому спустя полгода телефон нашему герою отключили, а в декабре 1999 г. — отобрали и номер. До этого М. неоднократно обращался в отдел ремонта телефонов "Укртелекома" с просьбой проверить, не подключился ли кто к его линии. Но электромонтеры повреждений не зафиксировали: по словам, М., они приезжали неподготовленными, не имея даже фонарика, чтобы осветить телефонную шахту. Следующий шаг телефонной компании также был вполне логичным и законным: в 2001 г. на М. подали иск с требованием возместить недоимку.

ЭКСПЕРТЫ — НЕ СВЯТЫЕ, ЧТО ВИДЯТ, ТО И "ПОЮТ"

Ответчик сперва пытался доказать свою правоту в суде "самотужки", но, не будучи силен в правоведении, иск проиграл. Пришлось обращаться в юридическую консультацию. Апелляционная жалоба, написанная опытным адвокатом, возымела действие: суд вышестоящей инстанции подарил М. надежду, отменив решение райсуда как недостаточно аргументированное. И обязал при новом рассмотрении дела установить, были ли открыты для доступа посторонним лицам телефонные коммуникации ответчика. А время-то шло! Лишь в декабре 2003 г. эксперты Киевского НИИ судебных экспертиз вынесли расплывчатый вердикт: на момент проведения осмотра (2003 г.) была возможность постороннего подключения к абонентской линии, потому что распределительные коробки открыты настежь, но... "установить, существовала ли она в период с ноября 1998 г. по июль 1999 г., невозможно из-за отсутствия данных о состоянии телефонной сети в указанный период времени". И хотя М. клялся, что все пять лет распредкоробки стояли нараспашку, — его словам никто не поверил. Как и фотографиям коробок, датированным... 2001 годом, которые ответчик заснял на фотоаппарат-"мыльницу". Неудивительно, что новое решение райсуда, вынесенное в апреле 2005 г. — спустя почти семь (!) лет после того, как был сделан первый неоплаченный звонок, оказалось аналогичным предыдущему: иск удовлетворить. На этот раз вышестоящий суд оставил это решение в силе.

ПИСТОЛЕТ — ЭТО ТАКАЯ УЛИКА...

М. обвиняет суд в заангажированности в пользу компании-истца — монополиста в сфере стационарной связи. Но представьте себя на месте судьи, перед которым на одной чаше весов — официальные документы с печатями, в которых зафиксированы переговоры с номера, принадлежащего абоненту М., а при проверках линии компетентными должностными лицами посторонних подключений не обнаружено (заметим: технически и подключиться, и "свернуть удочки" можно очень просто и быстро, не будем говорить — как.). На другой — данные экспертизы о том, что к номеру М. всего лишь "могло быть" (а могло и не быть) сделано подключение и клятвенные утверждения ответчика, что он — "белый и пушистый".

Каким образом поступит в этой ситуации судья, который, руководствуясь законом, должен принять "железное" решение, для отмены которого у вышестоящей инстанции не будет оснований? Пожалуй, ответ очевиден, особенно с учетом загруженности наших служителей Фемиды, коим некогда особо вникать в тонкости дела. Но сможет ли судья, если даже пожелает, вынести вердикт в пользу М.? Который, по его словам, человек небедный, бизнесмен, а значит, коль звонил бы — вряд ли стал упорствовать, поэтому судится лишь ради справедливости.

Как говорил в известном фильме капитан Жеглов, "пистолет (в нашем случае — неоплаченные телефонные счета) — это такая улика, которая перевесит тысячи предположений. Ты мне настоящего убийцу поймай, тогда выпущу Груздева". Дабы убедительно встать на сторону М., надо — ни много ни мало — поймать того, кто подключался (если такое было) к телефонной линии, ведущей в его квартиру. Вряд ли это реально, особенно за давностью лет, так зачем усложнять дело? Вот счета, вот он, должник — деньги на бочку!

"УЧИТЕ МАТЧАСТЬ!"

А как правильно надо было поступить М., да и любому другому, кто окажется в его ситуации? Прежде всего, получив первый счет за разговоры, которых он не вел... оплатить его, чтобы потом не вышло себе дороже: отключение телефона, изъятие номера, суд и так далее. Затем немедленно перекрыть доступ проходимцам к распределительной коробке, купив и навесив на нее замок. Следующий шаг — обратиться в "Уктелеком" с просьбой отключить "восьмерку" и "десятку", то есть автоматический набор номера, позволяющий звонить по межгороду и за рубеж. А если самому потребуется туда звонить — установить услугу "парольный доступ". Не зная пароля, никто не сможет воспользоваться чужой линией, чтобы поболтать на дармовщинку с "американским дядюшкой". Все это написано в правилах пользования телефонной связью, но их же надо прочитать... Не зря существует старая армейская поговорка: "Учите матчасть!" Тогда проблем будет намного меньше.