1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №218 (2160) за 27.09.2005

50 КОПЕЕК ЗА 12 БАЛЛОВ

С началом учебного года поползли по Житомиру слухи о том, что ученики общеобразовательной школы N14, в частности 9-А класса, за свои старания, и даже вовсе не старания в освоении "гранита науки", получают… зарплату. И что самое удивительное — все это оказалось чистой правдой.

ВСКОРЕ МОРОЖЕНОЕ УЖЕ НЕ ДЕЙСТВОВАЛО

Вера Каленская — учитель-методист с 35-летним стажем работы. В школе преподает биологию. Три года назад, после ухода в декретный отпуск молодой учительницы, достался Вере Павловне очень непростой шестой "А". Однако проблема успеваемости этих ребят решилась случайно. Вера Павловна как-то попала на открытие нового магазина мороженого. Тут ей и пришла в голову интересная мысль: почему бы ни стимулировать детей за хорошие успехи по итогам каждой недели мороженым? Обсудила идею с родителями, и "процесс пошел". С тех пор в дневниках своих чад папы и мамы читали: "Заслужил(а) "Империю Классик" или "Пустунчик". Так продолжалось два года. Затем "ледяная" валюта стала терять свою "потребительскую способность". Иными словами ребята просто объелись мороженым.

В восьмом классе, по словам Веры Павловны, родители на собрании сами попросили: "Придумайте что-нибудь другое, мороженое уже не действует".

— Стали соображать вместе, — продолжает свой рассказ учительница. — Было предложено несколько вариантов: стобалльная система, бонусы и… зарплата. Дети выбрали последний вариант. Создали "тарифную сетку", где каждый балл оценивался эквивалентно деньгами. От "1" до "3" — 10 копеек, от "4" до "6" — 20 копеек и так дальше. Самая высокая школьная оценка 12 баллов "потянула" на 50 копеек.

— Вера Павловна, а почему платится зарплата за самые низкие оценки: "1", "2", "3", обычно за подобные "успехи" от родителей должны последовать "воспитательные" санкции?

— Все дело в том, что перечисленные баллы — это тоже оценки. И "зарплата" здесь выступает стимулом: выше оценка — больше получаешь. В классе имеется свой бухгалтер — один из учеников. Он подбивает итоги, кто сколько заработал, исходя из выставленных в дневнике оценок. Таким образом дети охотно дают учителю дневник не только для выставления высоких оценок, но и низких, для записи замечаний и т. д. По нашим правилам ребенок "лишается" своей недельной "зарплаты", если в дневнике будет хотя бы одно замечание. Я считаю, что для моего класса — довольно слабого по успеваемости и дисциплине (сейчас вообще два хорошиста осталось, дети ушли в лицеи, гимназии), именно такое поощрение дает возможность более ответственно относиться детям к своим обязанностям, контролировать себя.

"ЭКСПЕРИМЕНТ СДЕЛАЛ СЫНА БОЛЕЕ ОТВЕТСТВЕННЫМ"

Эта своеобразная игра понравилась ученикам. Еще бы, они почувствовали себя взрослыми. "Я зарабатываю за неделю 3—4 гривни, — говорит девятиклассница Аня Заболоцкая. — Деньги небольшие, но по мелочи хватает. Да и учиться стало интереснее". Ее одноклассник Вадим собирает на мобильник, другие ребята — на подарки родителям. По словам Веры Павловны, дети привыкают к ответственности и ощущают собственную значимость. "Мой Витя получает немного, — рассказывает мама одного из девятиклассников Светлана Гирук. — Я ему и раньше давала "карманные" деньги. Но этот эксперимент сделал сына более ответственным".

Казалось бы, положительные результаты эксперимента — налицо. Дети довольны, родители — тоже. Но неожиданно всполошилась администрация школы.

— Действительно, о том, что Вера Павловна стимулирует детей к учебе мороженым, мы знали, — рассказывает "Сегодня" замдиректора по учебно-воспитательной работе Елена Шадурская. — В дневниках школьников появлялись соответствующие записи. Мы понимали, что этот класс был очень слабеньким и надо было найти какие-то рычаги управления. Но о так называемых "зарплатах" речь не шла. Когда я узнала об этом — испытала шок. Созвали совещание, на котором решили, что этим экспериментом был нарушен Закон "Про загальну середню освіту", "Положення про класного керівника школи" и устав школы. Но мы ни в коем случае не утверждаем, что эксперимент надо запретить. Его судьба будет решаться на совещании учителей во вторник. Согласитесь, любая идея должна иметь цель, определенный план, подведение итогов. Ничего этого нет. К примеру, мы пересмотрели протоколы родительских собраний за прошлый год. Там ни единого слова об этом эксперименте. То же самое и в плане классного руководителя. Кроме того, учительница физкультуры разговаривала с двумя учениками из этого класса, и они сказали, что этот эксперимент родителями не был поддержан.

Мы поинтересовались у самой Веры Павловны, действительно ли у протоколах родительских собраний и в плане классного руководителя о "зарплате" ничего не было сказано.

— Да, это правда, — призналась она. — Я не вносила этот вопрос ни в протокол собрания, ни в свой план. Возможно, это опущение, согласна. Но с другой стороны, та же завуч Елена Юрьевна периодически проверяла дневники учеников и запись "зарплата" она просто не могла не заметить. Это видели и учителя, которые преподают другие предметы в моем классе. Я уверена, что все знали об этом, просто не обращали внимания.

Удалось поговорить корреспонденту и с другими учителями школы. Некоторые уверены, что дети пришли в школу не зарабатывать деньги, а учиться. Однако если говорить о "протоколах" и прочих бумажных циркулярах, то были другие мнения. Дескать, где и кем фиксируется, к примеру, "оброк", который собирают при бесплатном образовании в Украине во всех школах: на ремонт, учебники и так далее?

В целом же настроение у Веры Павловны, ее учеников и их родителей оптимистичное. Все они хотят продолжать эксперимент. А "классная мама" обещает быть впредь более "осторожной": обязуется этот пункт внести во все планы и протоколы. Кроме того, Вера Павловна уже сейчас начала собирать письменные согласия о проведении эксперимента у родителей, дабы обезопасить себя от дальнейших неприятностей. И кто знает, возможно, подобные методы более эффективнее "педагогики ремня". Тем более для старшеклассников. В конце концов, родители в любой момент могут перестать выплачивать "зарплату" своим детям и отказаться от этого эксперимента.


ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
Евгений АНТОЩУК, основатель Украинской школы эйдетики "Мнемозина"
— Стимулировать школьников к учебе, конечно, надо. Но я считаю, что поощрять их деньгами — это не совсем правильно. Тогда учеба превращается в добычу отметок, а не в добычу знаний. На мой взгляд, самый продуктивный стимул — удовольствие от учебы. Если ребенку нравится учиться, то школьные предметы будут даваться легко. Для этого советую родителям ориентировать своего школьника на успех. Показывайте ему только его рост. "Вот твои прописи в сентябре и в конце четверти. Посмотри, как многому ты научился!" Никогда не сравнивайте его с другими детьми, добившимися, как вам кажется, лучших результатов. Не говорите ему: "Почему ты пишешь хуже, чем Маша?", "Почему у Пети лучше оценки, чем у тебя?" И сами удивитесь результатам. Об этом вы можете прочитать в моей новой книге "Знакомтесь, ваша память".

Евгений Антощук — известный киевский педагог, преподаватель эйдетики (игровая методика запоминания информации, в основе которой присущее каждому человеку умение фантазировать и представлять). Как-то этот учитель попросил директора одной из столичных школ собрать ему класс двоечников и заядлых прогульщиков. Пользуясь их природным воображением, Евгений Всеволодович из бестолковых делал отличников. У многих из них выросла самооценка, а некоторые начали даже... писать стихи.