1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №220 (2162) за 29.09.2005

ОСГО: КНУТОМ И ПРЯНИКОМ

Верховная Рада внесла первые изменения в закон "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств" (ОСГО). Они направлены на то, чтобы "кнутом и пряником" заставить водителей страховаться.

"Кнут" — если участниками ДТП станут один или несколько автомобилей, у владельцев которых нет полисов ОСГО, и при этом виновник ДТП также окажется незастрахованным, страховое возмещение из фондов Моторного (транспортного) бюро Украины (МТСБУ) потерпевшим выплачиваться не будет. Ранее в такой ситуации Моторное бюро предоставляло водителям своеобразный бонус, возмещая убытки всем пострадавшим, независимо от того, был у них полис ОСГО или нет, а потом взыскивало деньги с виновника ДТП через суд. Однако такая практика не оправдала себя, потому что, как минимум, 8 из 10 виновных полиса не имели. По словам Антона Авдеева, помощника президента МТСБУ, с начала года, когда начал действовать закон, рассматривается около 300 таких дел, отнимающих у юристов массу времени и сил.

"Пряник" — увеличение числа лиц, которым при оформлении полиса автострахования будут предоставляться льготы. Теперь пенсионеры, инвалиды ІІ группы, учасники войны и лица, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы, отнесенные к І и ІІ категориям, будут платить 50% стоимости полиса при максимальном объеме двигателя до 2500 куб. см включительно. Последнее очень важно, ибо среди пенсионеров и инвалидов ІІ группы — немало владельцев старых "Волг", у которых литраж двигателя — 2,4 л. А 50%-я льгота ранее распространялась только на авто с объемом до 1,6 л, и этим людям приходилось платить за годовую страховку порядка 300—500 грн., что, конечно же, было нелегко и не стимулировало покупать полисы. А вот участники боевых действий, инвалиды войны и инвалиды І группы, лица, управляющие автомобилем, который принадлежит инвалиду I группы, и при этом последний является пассажиром, полностью освобождаются от данного вида страхования. В случае наступлении ДТП по их вине, все эти люди считаются застрахованными за счет МТСБУ.

Также вводится специальный знак государственного образца, подтверждающий, что владелец авто заключил договор ОСГО. Он будет крепиться на лобовом стекле машины рядом с талоном о прохождении техосмотра. По данным МВД, на сегодня застрахован примерно один из пяти сидящих за рулем, в то время как в Европе таких — свыше 95%.

Изменения к закону вступят в силу, когда их подпишет президент. Г-н Авдеев прогнозирует, что после этого количество застрахованных возрастет, в первую очередь за счет увеличения количества льготников и пенсионеров, для которых полис стоит дешевле. Точные цифры сейчас назвать невозможно, но, по его мнению, если бы МВД наконец-то стало выполнять закон и проверять наличие полисов у водителей, застрахованных было бы в 2—3 раза больше, чем при отсутствии такого контроля.