1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №222 (2164) за 01.10.2005

"ЕСЛИ НЕВЕСТА УЧИТЕЛЬНИЦА — ЖЕНИТЬСЯ НЕ СТОИТ"

О том, что есть такой праздник — День учителя, помнит каждый. А вот о том, что его отмечают в первую субботу октября, вспомнят только те, кто каким-либо образом связан со школой. Учителя привыкли к тому, что их повзрослевшие, ушедшие во взрослый мир, ребята звонят либо поздно вечером в субботу, либо в понедельник. А то и вовсе через месяц, и с запинкой, извиняясь, поздравляют с профессиональным праздником. Преподаватели не обижаются: "Вы, как дети, честное слово!"

Их зарплата все так же мала, как и раньше. Им все также трудно жить в современном "денежном" обществе. Лучшие из лучших все так же работают по 36 часов в неделю, ютятся в крохотных квартирках — тетради проверяют на кухне или в коридоре на стульчике. Они все те же бесконечные и неисправимые идеалисты, которые, несмотря ни на что, продолжают любить свою профессию. Может, это в крови? А "учительство" передается по наследству, из поколения в поколение? В Украине действительно есть немало династий преподавателей. Об этом и многом другом мне рассказали сами столичные учителя.

МНОГОДЕТНАЯ МАМА ЕЩЕ И ДИРЕКТОР

Супруги Галина и Сергей Гринчук (она — директор детской студии "Свитанок", он — балетмейстер) — родоначальниками новой династии и не думали становиться. Если бы не старший сын Антон, после школы изъявивший желание повторить подвиг родителей. Те искренне пытались настроить его на "более серьезную специальность", даже отдали в специализированный класс школы при академии МВД. Но юноша был неумолим. Пришлось экстерном готовить его к поступлению на факультет хореографии. Парня совсем не испугало, что мама и папа за всю жизнь так и не заработали на собственную квартиру и ютятся вместе с родителями в двухкомнатной хрущевке "трамвайчиком". А помимо Антона, бабушки и дедушки, в квартире со временем появились и его любимые сестрички — Аня и Маша.

Сегодня в детско-юношеской музыкальной вокально-хореографической студия "Свитанок", которой старшие Глинчуки отдали более 20 лет жизни, 19-летний Антон Глинчук работает преподавателем-хореографом. Его сестры Аня и Маша тоже хотят пойти по стопам родителей. Школа эта — необычная. Из истоков "Свитанка" полвека назад вышли известная балерина Татьяна Таякина, актриса Раиса Недашковская. А одним из спонсоров большого праздничного концерта в оперном театре, посвященного 50-летию ансамбля, была экс-солистка группы "ВИА Гра" Аня Седакова — бывшая ученица хора "Свитанок".

— Чуть концерт нам не сорвала, — шутит Галина Глинчук. — Дети на сцене выступают, а к Ане за кулисы люди бегут за автографами. Шум, гам. Дети растерялись, с ритма сбились. С трудом удалось образумить поклонников и продолжить концерт.

И таких воспоминаний в творческой жизни педагога немало. Свою личную жизнь от творческой Галина Александровна не отделяет, несмотря на то, что воспитывает троих детей. Она даже умудрилась не сидеть в декретном отпуске. Подставила плечо бабушка. Теперь же все семейные заботы взял на себя папа. Ему в отличие от мамы выпадают свободные вечера, которые посвящает дому. Есть у Сергея Васильевича и еще одно немужское хобби. Он замечательный вышивальщик. В армии решил сделать любимой подарок — вышить огромную красивую скатерть. Азы рукоделия постигал по книгам. А сегодня все костюмы ансамбля с вышивкой и чудесные портреты в кабинетах студии — работа его рук.

— А у меня жизнь — это моя работа, — объясняет Галина. — В этом году ко Дню учителя нам совершенно неожиданно выделили трехкомнатную квартиру. Но думаю, это заслуга всего нашего коллектива.

"СЕГОДНЯ УЧИТЕЛЯМ РАБОТАТЬ СЛОЖНЕЕ"

Учительница младших классов и завуч школы N156 Любовь Карпенко очень хотела, чтобы дети пошли по ее стопам. Так и случилось — дочь уже несколько лет работает в маминой школе учителем иностранных языков.

Отдавшая 35 лет жизни детям Подольского района, Любовь Наумовна еще помнит, когда не было асфальтовых дорог и транспорта, а в школу приходилось идти по глине в резиновых сапогах. Поначалу работала в школе N68 учителем младших классов, потом перешла в 156-ю, стала завучем. Но первоклашек обучает до сих пор — это и призвание, и смысл жизни. К ней до сих пор приводят своих детей бывшие ученики. Их не пугает ни то, что живут уже в другом районе, ни то, что школа N156 — самая обычная, общеобразовательная.

— Я как Сухомлинский — всю жизнь на работе, а дома стульчики поломаны, — шутит учитель младших классов. — Семью не видела, детей, а у меня их двое, — только во время уроков в школе. Сегодня работать намного сложнее. Раньше дети получали знания только из уст учителя. А теперь у них есть телевизоры, компьютеры, Интернет. Большие запросы, они стали пытливыми, многое знают. Поэтому учителю нужно быть в курсе всех новшеств, чтобы не попасть впросак.

Сын же частенько любит повторять:

— Прежде чем создавать семью, надо узнать у невесты, не учительница ли она? Если учительница, жениться не стоит.

Мол, зачем такая жена, которая дома не бывает?

"РАНЬШЕ МЫ БЫЛИ УВАЖАЕМЫМИ ЛЮДЬМИ"

Директор общеобразовательной школы N45 Алла Бабкова — учитель во втором поколении. Она и ее младший брат Саша пошли по стопам отца. Как и папа Михаил Терещенко, Алла Михайловна стала физиком и отдала школе 35 лет. А началось учительство — с увлечения.

— Отец никогда не приносил нам готовые игрушки, — вспоминает директор. — Покупал, к примеру, наборы транзисторов, и мы сами их собирали. И я — девочка, управлялась наравне с братом. А вы бы слышали, как папа играл на скрипке! У него была заветная мечта, чтобы дети пошли по его стопам.

Сначала в Славянский пединститут на физмат поступила Алла, через три года туда пришел и младший брат Саша. Именно в институте Алла Терещенко познакомилась и со своим мужем. Соединил будущих учителей студенческий капустник. После окончания вуза, в 1971 году как лучшую студентку, с предоставлением квартиры, прописки Аллу Михайловну с мужем перевели в Киев.

— В том году первый раз повысили зарплату учителям, каждый из нас был на подъеме. Мы были уважаемыми людьми с перспективами, — вспоминает Алла Михайловна. — Не то, что сейчас.

По распределению муж и жена попали в разные школы, и по очереди стали сначала завучами, потом директорами.

— О чем же разговаривают директора школ дома? — смеюсь я.

— Моих коллег долго интересовало, кто в нашем доме главный. Но вы понимаете, на работе настолько "накомандуешься", что домой приходишь отдыхать.

— Кто же воспитывал дочь, если вы оба директоры? Бабушка?

— Боже упаси! Мы все успевали сами. Хотя в школе над нашей Светой учителя подшучивали, называя ее "сиротой при живых родителях". Но с дочкой не было проблем. В раннем детстве у нее раскрылись способности к рисованию, она поступила в техникум, потом в институт и пришла работать в мою школу педагогом-оформителем. И замуж вышла тоже за учителя. Причем молодые познакомились на отдыхе. Правда, семейная жизнь не сложилась.

Хотя о затухании "учительской крови", в которой дед, отец, мать, дядя и дочка — учителя, семейству Бабковых говорить рановато.

БЫТЬ ПЕДАГОГОМ ВСЮ ЖИЗНЬ — ОПАСНО

Удалось пообщаться с учителем в третьем поколении, которого отыскала в Финансовом лицее на уроках истории и права. Бабушка Александра Храбана была учительницей младших классов, дед — капитан НКВД в отставке, после войны преподавал в школе начальную военную подготовку. Его мама же пошла в школу целенаправленно. Ее сын учителем стал случайно и даже, как он считает, против своей воли. Закончил в 1992 году школу с золотой медалью и решил поступить в Могилянку на факультет политологии и права.

— Но учился-то я в маленьком городке Коростень Житомирской области, — улыбается своей неудаче учитель. — Конечно, не прошел по конкурсу. Тогда сдал документы в Ивано-Франковский университет на факультет истории. Во время учебы денег же не хватало. Поэтому Александр стал заниматься бизнесом, но вуз все равно закончил с красным дипломом. Вернулся в родной Коростень. И весьма удивился, когда понял, что мне нравится быть учителем.

Но вскоре Александр решил бросить школу и пойти работать в таможню. Но для этого необходимо было знать иностранный язык. Он поступил в КПИ на факультет лингвистики. Стал искать работу в столице. И опять пошел... учительствовать. Сам удивился, когда прошел непростое собеседование в финансовый лицей.

— Когда увидел его, подумал, что пришел десятиклассник, — вспоминает директор лицея Юрий Шукевич. — Принял его интуитивно и ни разу не пожалел о своем выборе. Это настоящий клад. Я никогда не видел его сидящим в классе. Он "ходячий" преподаватель.

На этом Александр не успокоился. Недавно он получил третий по счету красный диплом, теперь юриста.

— За эти семь лет в сфере педагогики я добрался до потолка, — пояснит свое поведение Александр. — У меня высшая категория. Два звания "Учитель года", множество министерских наград и благодарностей. Но я никогда не работал только в школе. Дополнительно трудился журналистом, юрисконсультом в двух предприятиях, преподаю в КНЭУ. И дело даже не в том, что мне было скучно на одном месте. У меня появилась семья и ее нужно обеспечивать.

В прошлом году 29-летний Александр Леонидович решил снова бросить работу, но… школа его не отпустила. И потомственный учитель снова пошел "на поводу": "Мне жаль оставлять детей. Пришлось искать компромисс. До обеда я в лицее, потом лечу на другие работы. Но это ненадолго, максимум года на два. Больше не смогу". Он считает, что быть учителем всю жизнь — весьма опасно.

— Эта работа очень тяжелая и компенсируется только любовью детей. Большинство учителей работают всю жизнь, оставшись неоцененными. Дети их не слышат, педагоги ожесточаются, ненавидят свою работу и детей. Но уже ничего другого делать не умеют. Если педагог посвящает учительству все время, у него меняется психика и система ценностей. Он пытается формировать для ребенка мир идеальный, а это черно-белая схема без всяких вкраплений. Поэтому оценку мира учитель дает черно-белую, а со временем и сам становится "черно-белым". Все вещи начинает воспринимать буквально, и ему все труднее выживать в современном обществе. Я это вижу. Педагогика — это работа для идеалистов. За те 200 долларов, которые платят учителям, на юридическом предприятии не захочет работать даже уборщица. Она требует как минимум 250—300. А зарплата начинающего учителя, окончившего вуз — 420 гривен.

То, что происходит в душе молодого талантливого учителя — болезнь всей Украины, считает директор лицея Юрий Шукевич: "Из школ "вымываются" творческие преподаватели с хорошей харизмой, с традициями и династиями, как у Александра Леонидовича. А все потому, что государство не в состоянии обеспечить им не только заработок, но со своими советскими бюрократическими замашками в 102 инструкции загоняет творческого преподавателя в бумажную рутину. И я благодарен Александру за то, что он вынужден, работая в нескольких местах уже не первый год, вести в нашем лицее историю. Мой сын проработал в школе семь лет учителем информатики, потом перешел на частную фирму по торговле бытовой техникой и получает в свои 28 лет в десять раз больше чем я, директор школы. Нашему государству важнее рынок стиральных машин, чем школьного образования.

Вывод, к сожалению, напрашивается неутешительный. Действительно, учителя "в крови" — талантливые и успешные педагоги, что называется "Золотой фонд нации". Но чем дальше тянется их династия, тем больше человек знает о том, как непроста жизнь педагога. "Фонд" "вымывается" и уходит в другую, более денежную и спокойную сферу. Вот только как это предотвратить, никто не знает. Или не хочет знать.


КСТАТИ
По специальной программе поощрения преподавателей, в этом году ко Дню учителя киевский мер выделил 16 квартир столичным педагогам, стоящим на общей и льготной очереди. В прошлом году к празднику квартиры получили 11 педагогов. Для справки — всего в очереди на квартиру в столице стоит 1877 учителей.
Средняя зарплата для киевских работников образования — 650,39 грн., для педагогов —816,06.


ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
Исаак Кушнир, Заслуженный учитель Украины, преподаватель математики, автор 40 изданных книг о геометрии:
"Преподавателем сегодня становится тот, кто едет на работу и думает: "Боже мой, мне еще платят деньги!" Учитель, как актер, никогда не думает о деньгах, а лишь о "запахе кулис". Этим всегда пользуется государство. Стало меньше энтузиастов. Но что самое страшное, что в образование пришли деньги. Теперь, чтобы поступить в вуз, не обязательно нужны знания. Это самый сильный удар, который нанесло нам время. Но, как ни странно, существуют школы, где до сих пор учеба на первом месте. Когда я в свое время выбрал пединститут, девушки не хотели со мной встречаться, о чем сейчас ужасно сожалеют. Главная наша беда — это ложь. Когда говорят о том, что еще на треть повысят зарплату, а это к 80 долларам добавят еще 20 и получится 100. Сельским школам выдали компьютеры. Замечательно, но там нет ни электричества, ни учителей, помещения не отапливаются, а дети осенью заготавливают дрова в лесу. О чем может идти речь? А правду не говорят по одной причине — так не надо напрягаться".