1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №223 (2165) за 03.10.2005

СТОЛИЧНОЕ МЕТРО НЕБЕЗОПАСНО

Безопасен ли киевсикй метрополитен, если вдруг пожар, или не дай Бог, теракт? В Киевской горадминистрации провели специальное расширенное заседание коллегии, но котором рассматривался вопрос о состоянии пожарной безопасности в столичной "подземке". Вопрос весьма актуальный, если учесть, что растущее из года в год количество пассажиров и толкучки на входах и межстанционных переходах уже не просто раздражают, но и заставляют задумываться о собственной безопасности. Стоишь ли ты на загруженной до края платформе, боясь как бы тебя не столкнули на рельсы напирающие сзади граждане, или задыхаешься в забитом под самый потолок вагоне — почему-то в голову лезут думы о пожарах, взрывах и прочих случайностях или терактах, которыми в последнее время пестрят новости мира. И уверенность в том, что "в случае чего", тебя спасут, тут как нельзя кстати.

Коротко общее впечатление от заседания чиновников таково: слава Богу, что у нас не происходят глобальные ЧП... Не хотелось бы никого пугать, но готовым нужно быть ко всему. Как заметил Анатолий Косар, начальник главного управления МЧС Украины в Киеве, тушение пожаров в метрополитене и эвакуация людей с платформ на станциях глубокого залегания без средств защиты органов дыхания невозможны. А ведь такими средствами укомплектован лишь персонал "подземки", тогда как подвижной состав и места пребывания пассажиров — нет.

Недавно, правда, появился "свет в конце тоннеля" — киевским пожарным-спасателям город подарил уникальный автомобиль, предназначенный специально для тушения пожаров в метро, который укомплектован полусотней противогазов для пассажиров. Но необходимо, как минимум, два таких автомобиля. А если учесть, что подземных станций в столице уже 44, и представить, что однажды может рвануть сразу на нескольких из них... О, уже слышу возражения метрополитеновцев, дескать, быть такого не может — у нас все под контролем. "Все станции и наземные объекты метрополитена защищены системами автоматической пожарной сигнализации (АПС)", — заверяют чиновники. Добавьте сюда системы видеонаблюдения, которыми так гордятся сотрудники "подземки", кажется, что никаких неожиданностей быть не должно.

Что самое печальное — все это понимают, но, кажется, полагаются на авось. Иначе, как объяснить, что до сих пор не найдены возможности по замене старых АПС на новые (а их нужно менять на 40 станциях), что из 6189 огнетушителей сертифицированы лишь 1722 (необходимо около 600 тыс. грн. на замену большинства), что многие световые объекты рекламы не отвечают противопожарным нормам (на платформах, балюстрадах эскалаторов, в кассовых залах). Или, например, еще одна проблема, на которую неоднократно указывает руководство метрополитена — размещение торговых киосков, гаражей, торговых площадок и других сооружений на расстоянии ближе 25 метров от наземных воздухозаборных киосков тоннельной вентиляции. По словам Николая Шавловского, начальника киевской "подземки", при загорании хотя бы одного киоска на расстоянии 10—20 метров дым попадает в шахту метро и мгновенно распространяется по тоннелям. Ни райадминистрации, ни органы госпожбезопасности никак не реагируют на сигналы, и метрополитен в этом году был вынужден лично обратиться по шести "особо тяжким" объектам в городскую прокуратуру.

О грандиозности проблемы можно судить хотя бы по тому, что на 1 км тоннеля приходится 130 км разных коммуникаций. Да и новые объекты строительства метрополитена небезгрешны. При сдаче станций "Дорогожичи", "Житомирская", "Академгородок", "Бориспольская" были выполнены далеко не все требования пожарной безопасности. И, по словам Анатолия Косара, многие "недоделки" не устранены до сих пор. В принципе, несоответствие нормам люков, ворот, лестничных клеток кажется мелочью. Но метрополитен — это огромный часовой механизм, и выход из строя мельчайшей детали дает сбой в работе. Не так ли?

Справедливости ради скажем о позитивных моментах в развитии метро. 1,5—2 новые станции в год — раз, использование более современного оборудования отечественных производителей (эскалатор на ст. м. "Сырец") — два, использование "несгораемых" кабелей при строительстве новых станций (они дороже на 40%, но не выделяют ядовитых газов и затухают в течение 30 секунд) — три. По словам Николая Шавловского, сейчас изучается возможность оснащения вагонов метро системами автоматической пожарной сигнализации с функцией автоматического пожаротушения, на что потребуется около 4 млн грн. Кроме этого, наконец-то, создан централизованный пульт пожарного надзора, к которому уже подключены 8 объектов метрополитена. А, начиная с октября этого года и до конца 2006-го, будут полностью выполнены работы по выведению сигналов и устройств противопожарной автоматики на пульт городской пожарной-спасательной службы. И еще — впервые в Украине при строительстве ст. м. "Академгородок" была внедрена система тушения пожара тонкораспыленной водой. Если б еще противогазами каждую станцию и поезд обеспечили — нашему метро вообще цены не было бы.