Выпуск газеты Сегодня №224 (2166) за 04.10.2005
НОВЫЙ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД — "АВТОРУЧКА БЕЗ ЧЕРНИЛ"?
По словам начальника главного управления промполитики Львовской облгосадминистрации Ростислава Сороки, строительство первой очереди НПЗ обойдется в $1,5 млрд, во столько же выльется вторая очередь. Он сообщил, что идут переговоры с потенциальными инвесторами: интерес к проекту проявляют несколько украинских и зарубежных компаний. Здесь уместно вспомнить, что идея создания еще одного НПЗ принадлежит Юлии Тимошенко, и появилась она во время весеннего бензинового кризиса. Сердце тогдашнего премьера склонялось к Бродам, но Виктор Ющенко решил иначе. Распоряжением N 1136 от 5 августа "О строительстве нефтеперерабатывающего завода и разветвленной сети автозаправочных станций" президент поручил Кабмину обеспечить тендер по отбору инвестора для предприятия в районе порта "Южный", под Одессой. Но это детали, главное — нужен ли вообще еще один НПЗ, какой прок от него стране и народу? Эти вопросы мы и задали экспертам.
Директор энергетических программ Центра им. А. Разумкова Владимир Сапрыкин отметил, что уже имеющиеся в Украине заводы рассчитаны на переработку 50 млн т нефти — это вдвое перекрывает потребности страны в горючем. Однако в этом году коэффициент использования мощностей составил 37%, пререработка в сравнении с 2004-м упала на четверть, выпуск горючего — на 10%. Сегодня два из шести НПЗ поставлены на ремонт и вряд ли выйдут из него до конца года, еще один — на длительную модернизацию. Еще один НПЗ, где бы его не строить, может быть рассчитан только на каспийскую нефть, то есть это международный проект, под него нужны гарантии поставок сырья, а на сегодня нет даже соответствующих предварительных договоренностей. Но даже если инвестор найдет стабильные источники нефти, вряд ли бензин и дизтопливо нового завода будут востребованы в Украине — они будут дороже нынешней "горючки". Потому как — более качественные, соответствующие евростандартам (а иначе зачем огород гордить), да и инвестору нужно побыстрее оправдывать капвложения. Значит, это горючее может идти только на экспорт, но, опять же, нужно изучить — куда.
Эксперт Консалтинговой компании ЮПЭКО Виталий Давий настроен еще более скептически: "Не проблема завезти "железо" — оборудование, и за год построить НПЗ мощностью 8—10 млн т. Но кому нужна "авторучка без чернил", — в смысле, пока не просматривается реальность обеспечения поставок нефти хоть в "Южный", хоть в Броды. Касательно цен — еще один завод на них повлиять не сможет, разве что если себе в убыток будет работать".
А вот по мнению начальника пресс-центра НАК "Нефтегаз Украины" Сергея Лукьянчука, новый НПЗ был бы полезен в регулировании цен, но только в том случае, если бы принадлежал государству и контролировал не менее 30% рынка нефтепродуктов. В частности, если бы держава имела такой козырь, она экономическими методами смогла бы не допустить резкого подорожания горючего, как было весной. Остальные сомнения касательно перспектив нового завода эксперт разделяет с "предыдущими ораторами".
Резюме: раз новый НПЗ не сможет способствовать снижению цен на бензин, автолюбителям его появление — "до лампочки". Государство же может получить солидного налогоплательщика, если инвестор найдет нефть и рынки для продажи готового горючего.